Игорь Петренко - настоящий Печорин

07 Января 2010

Игорь Петренко - настоящий ПечоринГлядя на обилие зарубежных киноактёров-звёзд, которые умудряются сочетать в себе и актёрский талант, и сильную личность, и по-настоящему мужской образ, хочется по белому позавидовать зрителям из других стран и со вздохом окинуть просторы российского кинематографа. Где вы, настоящие образцы для мужского подражания и женского восхищения? Мало вас, наперечёт. Свой личный список «настоящих» звёзд российского кино обнародую чуть ниже, а пока биографическая справка о том, кого без всяких сомнений и оговорок можно считать такой звездой. Речь об Игоре Петренко.

В список исторических событий, произошедших в германском городе Потсдам, нет никаких сомнений, скоро внесут и появление на свет Игоря Петренко. Дело в том, что отец Игоря был военным, подполковником войск химической защиты, а дом военного там, где в данный момент находится его подразделение. Подразделение старшего Петренко находилась в составе Западной группировки советских войск, так что будущий актёр 27 сентября 1977 года родился и до трёх лет жил в Германии. После этого местом жительства Игоря стабильно остаётся Москва.

Рос Петренко-младшим ребёнком не всегда послушным: так, в школе он явно не был на Игорь Петренко - настоящий Печоринхорошем счету, потому что предметы программы (не считая английского языка) не вызывали в нём энтузиазма, а уж на химии он почти не появлялся, систематически прогуливая уроки. При этом Игорь был весьма любознательным, обожал путешествовать (семья каждое лето куда-нибудь выезжала) и о призвании актёра не думал.

В некоторых вариантах биографии Игоря авторы умалчивают о тёмной странице из его жизни, в других случаях, напротив, этот инцидент выносится на первое место, всё остальное же просто отбрасывается. Не вынося никаких категоричных оценок, констатируем факт: Игорь Петренко осуждался за соучастие в убийстве. В декабре 1992 года Игорь присутствовал при убийстве и участвовал в попытке его сокрытия. Проведя около года в следственном изоляторе, Петренко был освобождён до суда, который в 1995 году приговорил молодого человека к 8 годам заключения условно. Таким образом, к настоящему моменту у актёра нет никаких юридических «задолженностей» перед законом.

Что касается собственно актёрской карьеры Игоря Петренко, то она началась случайно - именно так, от нечего делать он сдал экзамены в Щепкинское училище, поступил в него и в 2000 году благополучно окончил. К 2001 году относится первый успех Петренко как киноактёра - его отрицательнейший персонаж Леонид Терехов в весьма удачном сериале «Московские окна» получился настолько по-злодейски привлекательным и запоминающимся, что об Игоре заговорили как о многообещающем представителе нового поколения. Ну, а затем была сверхуспешная кинокарьера (в 2002 году после двух лет работы артист оставил Малый театр): роль в фильме «Звезда», отмеченная «Никой» и президентской премией; роль в драме «Водитель для Веры», явившейся, без преувеличения, событием для нашего кино; блистательное воплощение образа лермонтовского Печорина в одноимённом телесериале; ну и, наконец, последняя на текущий момент работа в «Тарасе Бульбе», оставившая самое благоприятное впечатление. Игорь Петренко - настоящий Печорин

Таков схематический биографический портрет Игоря Петренко, который, наряду с Сергеем Безруковым и Константином Хабенским является, пожалуй, наиболее интересным из современных российских актёров молодого и среднего поколения. Почему именно эта троица, без упоминания, скажем, талантливейших Евгения Миронова, Владимира Машкова, Даниила Спиваковского или Евгения Цыганова?

Потому что именно эти актёры воплощают в себе три основных типажа настоящего русского характера. Это может быть человек, поражающий своей активностью, жизнерадостностью, солнечностью, уверенностью в своих силах и в том, что ему все моря по колено (скажите, разве от Безрукова не исходит такая энергетика?). Это может быть человек, в высшей степени приспособленный к жизни, в высшей степени успешный в тех условиях, которые ему жизнью преподносятся; но при этом более занятый своими внутренними переживаниями, как Хабенский. Если первый типаж живёт, чтобы познавать мир, то второй стремится познать себя.

И есть третий типаж, который не является каким-то промежуточным, но который умудряется сочетать в себе черты как одной, так и второй крайности, в результате чего появляется третья крайность. Подобный человек, имеющий в себе силы и таланты для того, чтобы быть «хозяином жизни», вместе с тем не понимает, для чего ему это и для чего ему вообще нужно жить; от этого ему тревожно, тягостно, скучно. И в стремлении справиться с этой тревогой и внутренней скукой, обнаружить смысл своего существования и жизни он в прямом и переносном смысле переворачивает горы, показывая, постоянно или только вспышками, миру мощь своей личности.

Таков Печорин - и есть просто-таки мистическая справедливость в том, что Игорь Петренко сыграл эту роль, потому что, с определёнными оговорками, он не играл, он показал самого себя. Перед нами Печорин XXI века.

Александр Бабицкий