Восточная живопись: искусство понимать символы

22 Февраля 2012

восточная живописьЕсли Запад всегда стремился познать и покорить природу, то Восток видел задачу человека в сохранении тайны мироздания, о которой можно говорить лишь символами и намеками. Этот подход нашел отражение и в традиционной восточной живописи, которая представляла собой не просто видение художником окружающего мира, а воплощение целого комплекса философских идей.

Китайская картина

восточная живописьКитайская национальная живопись - это совершенно уникальное явление, которое европейцу зачастую понять довольно сложно. Даже материалы для создания картин разительно отличаются от традиционного холста, акварели или масла - как правило, это шелк, тонкая бумага из бамбукового волокна (на ней писались картины-свитки, хранившиеся в изящных ларцах), минеральные или растительные краски. Многие произведения выполнены черной тушью, основоположником этого течения в живописи стал знаменитый художник, музыкант и поэт Ван Вэй.

На китайских картинах не увидеть объемов и глубины, они линейные, но при этом тонкие, изысканные, создающие ощущение простора и бесконечности. Традиционная живопись Поднебесной представлена определенными жанрами, это «цветы и птицы», анималистика, «горы и вода», портрет. Каждая деталь изображения наделяется особым смыслом. Так, например, горы - олицетворение мужского начала ян, тогда как вода считалась воплощением женского начала инь, из их единения и возникает Вселенная. Изображение человека, как правило, теряется на фоне грандиозных ландшафтов, это символизирует беспомощность людей перед силами природы (в отличие от европейской традиции, которая сосредотачивалась на внутреннем мире человека).

Особое внимание китайские художники уделяли деревьям. Сосна считалась олицетворением стойкости и сдержанности, ива - красоты и гибкости, бамбук служил воплощением высоких моральных качеств, а дикая слива мэйхуа - кристальной чистоты помыслов. Язык символов и иносказаний - это основа всего традиционного китайского искусства.

Японская живопись

восточная живописьИсторически в японской живописи сложилось несколько школ. Суибокуга (другое название суми-э) - это монохромные картины, написанные тушью на шелке или тонкой рисовой бумаге. Основателями этого направления стали буддистские монахи, для которых нанесение черно-белого изображения на ткань было своеобразной духовной дисциплиной, средством медитации и размышлений, поэтому особое внимание уделялось не внешней форме каждого объекта, а его внутреннему содержанию.

Еще одно направление японской живописи - ямато-э, яркие картины, изображающие литературные или исторические сюжеты. Это было светское искусство (в отличие от суми-э), именно в таком стиле расписывались императорские дворцы и дома знати. Особое место в стилистике ямато-э отводилось временам года, которые символизировались с помощью изображения растений. Так, орхидея олицетворяла весну, слива - зиму, бамбук - лето, а хризантема - осень. Наиболее яркие представители этой школы - Фудзивара Таканобу и Фудзивара Нобудзанэ (XII-XIII века).

Техника японской гравюры носит название укие-э, наибольшего расцвета она достигла в XVIII веке. Первоначально это были исключительно черно-белые изображения, позже их стали подкрашивать красным цветом. Японская гравюра отличается изысканностью, большим вниманием к деталям - как художественным, так и техническим, однако это не помешало ей стать самым доступным видом национального изобразительного искусства. Основателем школы укие-э считается Моронобу Хисикава.

Каллиграфия

Одним из видов восточной живописи называют каллиграфию - искусство изображения слова на шелке или бумаге. Возникла она в Китае, где красивое написание иероглифов было возведено в культ, а затем пришла в Японию. Неслучайно живопись обеих стран во время своего зарождения казалась очень каллиграфичной, ведь она создавалась по тем же правилам.

Достоинства почерка считались на Востоке не просто свидетельством терпения и аккуратности, но и отражением духовного мира человека, его высоких моральных качеств, поскольку, по убеждению художников, кисть выступала способом выражения своих чувств - умиротворенности, гнева, радости или тревоги. Поэтому каллиграфия рассматривалась не просто как умение воспроизводить иероглифы, а как настоящее искусство жить в гармонии с окружающим миром.

Арабское письмо

До высшей степени совершенства каллиграфия была доведена в арабских странах. Ислам запрещает изображение людей и животных, поэтому художники переписывали Коран, стараясь сделать это красиво и затейливо, оформив страницы изысканной вязью букв и орнаментов. Позже этот стиль письма был перенесен из духовных книг в светские, а затем - на бытовые предметы, вазы, ткани, ковры.

Именно арабскими живописцами был придуман уникальный метод «муссана», когда одна половина текста была отражением второй. Иногда текст (например, изречение из Корана) расписывался в форме минарета, птицы или дерева. Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и медресе (духовном училище), однако стать настоящим мастером этого тонкого искусства мог лишь истинный художник.

Дарья Цветкова