Производители косметики разрабатывают искусственную кожу, чтобы избежать опытов над животными

27 Декабря 2007

искусственная кожаСреди тонких ароматов, наполняющих целебный воздух Прованса, местности на юге Франции, где издавна занимаются составлением духов, можно уловить сладковатый запах жасмина, майской розы и - свежий запах искусственной человеческой кожи. К 2009 году торговать косметическими средствами в Европе смогут лишь те компании, которые откажутся от опытов над животными.

Сегодня ученые спешно разрабатывают новые технологии испытания косметических средств, чтобы обеспечить ими производителей прежде, чем вступит в силу запрет Европейского Союза. Им нужно успеть к марту 2009 года.

Разработка таких материалов - восстановленной ткани глазного яблока и искусственной кожи, выращенной из донорских клеток, полученных в результате пластической хирургии, - неотъемлемая часть будущего этой отрасли, которая сталкивается с ужесточающимися требованиями, которые ставятся перед компаниями, желающими реализовывать свою продукцию в объединенной Европе, в 27 ее странах.

Строгий запрет Европейской Комиссии не только вынуждает ведущие международные компании внедрять в производство новые технологии. Благодаря ему Брюссель приводит европейские законы в соответствие с требованиями и правилами, действующими на других крупных косметических рынках - в частности, с нормативной базой Американской Администрации по пищевым продуктам и лекарственным средствам и Министерства здравоохранения Японии.

Поразительно и то, что новые стандарты способствуют тесному сотрудничеству многолетних конкурентов, державших в секрете свои рецепты - дело идет медленно, сближение нежелательно, однако напоминания о сроках со стороны законодателей и политиков ускоряют этот болезненный процесс.

Ставки, бесспорно, высоки: европейский рынок - самый большой в мире в области косметики, годовой экспорт составляет более 23,4 миллиарда долларов США. Объем экспорта косметических средств из Америки в Европу составляет около 2 миллиардов, то есть 7% европейского рынка. Вторым после Америки поставщиком косметики в Европу является Япония.

«Несомненно, новые законы во многом определяют нашу деятельность, - заявляет доктор Alan Goldberg, директор Center for Alternatives to Animal Testing при университете Johns Hopkins в Балтиморе. - Кто согласится потерять 450 миллионов клиентов, отказавшись  подчиниться новым требованиям?»

«Конечно, для косметических компаний это настоящая гонка, - утверждает Эрве Груа, 45-летний французский иммунолог, который вот уже около года ведет исследования, возглавляя лабораторию в Грассе. Его исследования являются несомненным подспорьем для маленьких компаний, ресурсы которых гораздо скромнее, чем у титанов, подобных L'Oréal и Procter & Gamble. - Новые требования заставляют нас действовать быстро и решительно, не жалея средств на исследования».

Европейская Комиссия ежегодно выделяет около 25 миллионов евро (36.5 миллионов долларов) на разработку альтернативных технологий, европейские страны готовы финансировать эти исследования в объемах, равных 15-20 миллионам евро.

Эта иммунологическая лаборатория не так давно провела свою первую официальную презентацию. Груа и его жена, микробиолог, а также другие ученые выразили горячее желание создать абсолютно новый мир в индустрии красоты - и при этом сберечь жизнь тысячам кроликов, мышей, крыс и морских свинок.

По мере приближения 2009 года Европейской Комиссией выпускаются бюллетени, в которых перечислены компании, избегающие использовать лабораторных животных во всех областях науки и промышленности. Более того, существуют и дополнительные требования. Одно из них - в течение 11 лет представить сведения о безопасности более чем 30000 химических веществ, используемых в опытах на животных.

В соседней Ницце компания SkinEthic, действующая на рынке более 15 лет, разрабатывает клеточную технологию, которая позволит культивировать клетки и ткани человеческого организма. В прошлом году концерн L'Oréal приобрел эту компанию и отвел ей ведущую роль в области исследований по культивированию клеток кожи. SkinEthic осуществляет собственные разработки, RHE, а L'Oréal обладает патентом на производство искусственной кожи Episkin, разработанной учеными в Лионе.

Специалисты из Европейской Комиссии признали Episkin вполне пригодным материалом для испытаний, который вполне может заменить лабораторных животных. Материал, способный конкурировать с упомянутым EpiDerm, изобретенный MatTek, компанией, которая находится в городе Эшланд, штат Массачусетс, получил лишь квалифицированное одобрение, поскольку эта искусственная кожа оказалась слишком чувствительной и демонстрировала реакции, не свойственные человеческой коже.

Для производства Episkin донорский кератин, полученный в результате грудной и абдоминальной пластической хирургии, культивируется в коллагеновой среде, которая насыщается водой, аминокислотами и сахарами, а затем высушивается на воздухе в течение 10 дней или же подвергается воздействию ультрафиолетовых лучей: так на искусственной коже возникает то, что мы называем мимическими морщинами.

Испытание косметических средств состоит в их нанесении на нежную, практически подобную детской, искусственную кожу. С помощью химиката MTT выявляется количество живых и отмерших клеток, определяется также степень раздражающего воздействия косметических средств.