Повседневный этикет - научитесь быть вежливым, даже когда вам наступают на ногу

29 Апреля 2011

Повседневный этикетНастоящее общество от простой группы обитающих по соседству друг с другом людей отличается благодаря наличию, во-первых, законов, во-вторых, общепринятых, хоть и не писаных, правил поведения, то есть этикета. И если по части законодательства от большинства из нас мало что зависит, мы можем лишь следовать правовым нормам, то по части этикета каждый человек способен играть самую активную роль. Что самое главное, это достаточно легко - только того и надо, что начать с повседневного этикета.

Этикет - ему везде найдется место

Так сложилось, что повседневный этикет, то есть правила воспитанного поведения в обычной жизни, прежде всего, связан с конкретными местами, где происходит взаимодействие людей. И уж самым напряженным по части общения местом соприкосновения (как в фигуральном, так и в прямом смысле слова) современных людей является общественный транспорт. Как ни странно, но развитие транспортных средств и инфраструктуры фактически никак не затронуло эту область повседневного этикета. Здесь по-прежнему действуют все те же нехитрые правила, о которых в школах говорили и тридцать, и сорок лет назад:

  • мужчина при входе в транспортное средство пропускает женщину вперед, а при выходе выходит сначала сам, чтобы подать ей руку;
  • мужчины должны уступать сидячие места женщинам, детям и пожилым людям;
  • при загруженности транспорта не нужно загораживать пространство перед выходом, а при продвижении к нему всегда спрашивать, выходят ли стоящие впереди люди, и так далее.

Правда, сегодня некоторые прежние нормы этикета кажутся старомодными. Так, раньше считалось, что женщина не должна уступать мужчине место - ныне же вполне нормально то, что женщины уступают место пожилым мужчинам, которым явно трудно стоять. Или, например, правило о том, что нельзя задавать читающему в транспорте человеку вопросы о содержании книги или журнала - но ведь в таком случае исчезла бы немалая часть поводов для вполне приличных знакомств с женщинами в автобусах или метро.

Очень сложное поле для общения представляют собой всевозможные торговые помещения и магазины. Сложно сказать, зависит ли это от неминуемого стресса, который испытывают люди, находясь в большом скоплении народа, или все дело в том, что магазины имеют прямое отношение к деньгам. При этом есть четкое деление на два противоборствующих лагеря: продавцы и покупатели (между покупателями в современных условиях конфликтов почти не возникает). И взаимоотношения между этим лагерями подчас весьма напряжены, хотя для комфортного общения достаточно соблюдения элементарных правил вежливости: здороваться, обращаться на «вы», все свои просьбы снабжать волшебным словом «пожалуйста», не проявлять резкого недовольства, но проявлять терпение.

Этикет - для него всегда найдется время

Весьма специфичен этикет поведения в театрах, кинотеатрах и прочих культурных заведениях. Хотя, к сожалению, кинотеатры из этого перечня, похоже, придется исключить - основную массу их посетителей составляет юное поколение, в большинстве своем не знакомое с самим словом «этикет», не то что с содержанием этого понятия. Да и в остальных случаях нормы повседневного этикета приходится напоминать почти всем: ведь разговоры по телефону прямо во время спектаклей или громкие комментарии уже никого не шокируют, а даже становятся нормой. Что уж тут говорить о таких тонкостях, как необходимость мужчине, если он в театре с дамой, пропускать ее вперед в зрительный зал, но при этом проходить затем вперед и самому находить их места.

Вообще же повседневный этикет должен использоваться в любое время взаимодействия с другими людьми и базироваться на простых принципах:

  • не доставлять неудобства окружающим;
  • всегда быть готовым помочь;
  • проявлять дружелюбие;
  • не стараться обратить на себя внимание с помощью различных вычурных способов и средств.

Следования этим принципам (которые в прежние времена именовались правилами приличия) достаточно, чтобы соблюдать нормы повседневного этикета повсюду: на улице, на лестницах, в лифтах, приветствую знакомых, обращаясь к незнакомым.

Нужно заметить, что в последнее время на первый план вышел наиболее, казалось бы, примитивный принцип общения - не доставлять неудобств окружающим. О более высоких и требующих позитивных действий принципах почти не вспоминают. Это хорошо заметно на примере курения и моментов, связанных с курением. Так, сейчас просто на смех поднимут такую традиционную норму повседневного этикета, согласно которой женщина не могла себе позволить закурить на улице, вне помещения. А для того, чтобы соблюсти правило этикета, не допускающее курение в общественном месте, понадобилось вводить запретительные меры - сначала на уровне отдельных заведений и учреждений, а затем и на законодательном уровне.

Александр Бабицкий