Лиля Брик – фам фаталь советского авангарда

18 Августа 2011

Лиля Брик – фам фаталь советского авангарда Поэт Владимир Маяковский ассоциировал ее инициалы Л.Ю.Б. со словом «люблю» и посвящал ей лучшие стихи. Потом исследователи его творчества согласятся с тем, что она была его музой. Кроме того, эпатажная и загадочная Лиля Брик была одной из любимейших моделей Абрама Штеренберга, Валерия Плотникова, Антуана Витеза, Франсуа-Мари Банье и многих других фотографов. Но всенародную популярность ей принес рекламный плакат, сделанный на основе фотографии Александра Родченко, где Лиля изображает образцово-показательную труженицу-активистку.

Разумеется, в реальности никакого намека на труженицу в ней не было. Старшую сестру французской писательницы Эльзы Триоле скорее можно было назвать фам фаталь и светской львицей, но только не олицетворением идеалов молодого советского государства. Маяковский говорил Лиле Брик: «Ты - не женщина, ты - исключение». Рыжеволосая дочь Урия Кагана, служившего присяжным поверенным при Московской судебной палате, с юных лет имела толпы поклонников, поскольку кроме незаурядной внешности отличалась живым, общительным и при этом независимым характером. Со своим будущим мужем Осипом Бриком Лиля познакомилась, еще будучи гимназисткой, а свадьбу они отпраздновали, когда ей было двадцать четыре года, а ему - двадцать семь лет. Люди из их окружения говорили, что это была любовь с первого взгляда и до конца жизни, потому как даже отношения с Маяковским не мешали Лиле испытывать трепетные чувства к законному супругу. После его кончины она не раз говорила, что отказалась бы от всего, лишь бы не потерять Осю.

Люди и события

Лиля Брик А Маяковский, собственно, сначала ухаживал за ее сестрой Эльзой. Но как только увидел Лилю, а это произошло спустя год после ее свадьбы с Осипом, то сразу влюбился в нее без памяти. «Два с половиной года не было у меня спокойной минуты - буквально. И хотя фактически мы с Осипом Максимовичем жили в разводе, я сопротивлялась поэту. Меня пугали его напористость, рост, его громада, неумная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна», - писала потом в своих воспоминаниях Лиля Юрьевна.

Ей было все равно, что о них говорят - они жили все втроем под одной крышей, и ее нимало не смущало это обстоятельство. Осип Брик бесконечно уважал Маяковского и делал все возможное для популяризации его творчества. И если поэт звал Лилю Брик «не женщиной, а исключением», то Осип называл его самого «не человеком, а событием».

Лиля Брик при поддержке Маяковского пробовала себя в качестве актрисы: в 1918 году они вместе снялись в киноленте «Закованная фильмом», после выхода которого Пабло Неруда отозвался о ней как о «музе советского авангарда». К сожалению, эта лента не сохранилась, так как сгорела во время пожара. И единственным свидетельством об актерской работе Лили остался плакат, где она стоит с тоскливым выражением лица, вся опутанная кинопленкой.

Чайлдфри по собственной воле

Лиля Брик Ни Лиля, ни Осип Брик, ни Маяковский никогда и ни с кем не обсуждали подробностей своей интимной жизни, поэтому трудно предполагать, что и как на самом деле у них происходило. Любопытный факт: во время совместных поездок и путешествий поэт и его муза занимали разные комнаты в гостиницах и никогда не спали в одной постели. А дома над кроватью Лили красовалась вывеска: «На кровать садиться никому не разрешается».

Лиля Юрьевна относилась к тому типу женщин, которых бы в третьем тысячелетии назвали сторонницами движения чайлдфри. Она категорически не желала иметь детей ни от Брика, ни от Маяковского. «Зачем обрекать человека на те мучения, которые мы постоянно испытываем? Ведь если бы у меня был сын, то он наверняка загремел бы в тридцать седьмом, а если бы уцелел, то его убили бы на войне», - оставила она запись в своих воспоминаниях.

Зато она тщательно следила за собой даже в непростые послереволюционные годы, когда в стране царила разруха. Лиля была чрезвычайно озабочена своим весом и состоянием фигуры, она даже специально приобрела медицинские весы - неслыханно дорогую по тем временам вещь. Ее мать, прожившая в Лондоне, баловала ее изысканными сумочками, перчатками и духами. А Владимир Маяковский подарил ей автомобиль «Рено», и Лиля стала второй в истории Москвы женщиной, самостоятельно разъезжающей за рулем. Несмотря на то, что впоследствии и у нее, и у Маяковского было немало увлечений и романов, тесную эмоциональную связь они сохранили до последнего. В момент самоубийства Маяковского Лиля Брик находилась по пути из Лондона в Москву. Она очень сильно переживала из-за этой трагедии и считала, что будь она в тот момент рядом с поэтом, в Москве - ничего плохого не случилось бы. В память о Маяковском она о последних своих дней носила его кольцо, где были выгравированы ее инициалы Л.Ю.Б., складывавшиеся в бесконечное «люблюблюб...».

Светлана Усанкова