Какой бывает фарфор?

07 Декабря 2007

фарфор Хочу сервиз... Тонкий, как вздох нимфы, прозрачный, как слеза ребенка, нежный, как облачко, невесомый, как мысль. Фарфоровый. Каким бывает это чудо - фарфор? Можно ли классифицировать, вогнать в четкие рамки это невесомое чудо? Как оказывается, это вполне реальная задача. Итак, фарфор классифицируют по стране-производителю.

фарфор Китай: историческая родина фарфора. На данный момент идут ожесточенные споры, обогнал ли фарфор производства других регионов в качестве своего отца-прародителя. Объективно оценить невозможно, поэтому выбор - дело вкуса.

Разделяется еще и по периоду производства, в зависимости от китайских династий:

Сун: простые, спокойные формы. Важным было также свободное применение усовершенствованных шпатовых глазурей, дающих приглушенную окраску и богатство нежнейших оттенков красного, пурпурного, голубого, зеленоватого.

Мин: применение легкого рельефа на тонком фарфоре позволило добиться замечательного изящества. Тончайшие, почти прозрачные стенки, исполнение рисунка легким рельефом с помощью нанесения жидкой фарфоровой массы под глазурью, легкие пропорции изделия, - основные достижения в производстве фарфора при династии Мин. Каждое из этих изделий - уникальное произведение искусства.

Но стоит напомнить, что фарфор той эпохи - больше не посуда. Это - предмет гордости, антиквариат, драгоценность, за ним охотятся коллекционеры и музеи.

Современный китайский фарфор немного проще, более штампован. Но достаточно часто встречаются уникальные экземпляры.

Япония: он отличается многообразием форм и стилей, широким диапазоном используемых технических приемов при изготовлении самих изделий. Фарфор из Японии легко отличить оп особой, «самурайской» стилистике, по исключительно выразительным росписям и по удивительно крепкой хрупкости...

Основные производители - города Кутании, Киото, Хирадо, Арита.

Европа начала производить фарфор сравнительно недавно. Тайна изготовления фарфора ревниво охранялась, и восточные фарфоровые изделия были большой редкостью в Европе даже к 15 веку. Они попадали разве что в королевские дворы в качестве подарков или взяток европейским монархам. Только в начале 16 века первый образец каолина был "детективным" способом привезен португальцами в Европу, но и это не фарфорприблизило европейских мастеров к разгадке секрета. Лишь в 18 веке первый европейский фарфор был, наконец, произведен немецким алхимиком и фальшивомонетчиком Беттером. В 1710 г. саксонский курфюрст и польский король Август Сильный приказал на крепости Альбрехтсбург в городе Майсен сооружить первый европейский фарфоровый завод.

Австрия: известен во всем мире благодаря нежным изящным формам, чистоте линий и утонченности.  Известнейшие производители Аугартен, Meissen.

Германия: традиционное качество, неброские расцветки, приятный дизайн и умеренные цены. Один из всемирно известных производителей Villeroy&Boch. Если доверять статистике, то каждая  европейская семья  пользуется какой-нибудь посудой этой марки. Это неудивительно - марка существует уже 250 с лишним лет. Villeroy&Boch - это целый стиль жизни. Под его посуду подбирают скатерти, обои и даже мебель.

Своей славой немецкий фарфор во многом обязан замечательному художнику Иоганну Херольдту, который создавал искусные изделия в стиле шинуазри и придумал декор из кажущихся живыми цветов, получивший название «немецкие цветы», а также выдающемуся скульптору Иоганну Кендлеру, известному своей мелкой пластикой в стиле рококо и знаменитыми скульптурными персонажами итальянской комедии дель арте.

Великобритания: англичане известны своим пристрастием к чаепитиям, а английский фарфор знаменит своими великолепными цветами на чашках, тарелках, сервизах. Англия была в авангарде производителей фарфора, что объясняется и тем, что она - большая колониальная держава, Ост-Индская кампания торговала и с Китаем тоже.

Англия знаменита также тем, что изменила классический китайский чайный сервиз, приспособив под свои потребности. Чашки (в отличие от китайских пиал), блюдца, заварочники, сахарницы, чайные ложки - все эти традиционные атрибуты английских чаепитий были созданы специально для того, чтобы насладится чайной церемонией по-европейски.

Наталья Руденко