Десять странностей британского парламента

31 Октября 2010

странности британского парламентаБританская парламентская система - одна из наиболее продуманных и стройных политических систем мира; именно британский парламентский опыт положен в основу парламентских систем многих других стран. Впрочем, и у британского парламента есть немало странностей, сформировавшихся в ходе более чем внушительной истории Соединенного Королевства.

Отсутствие конституции

Или, точнее, отсутствие документа, излагающего принципы управления государством. Великобритания - одно из немногих государств без официально написанной конституции (к таким странам относятся также Израиль, Новая Зеландия и республика Сан-Марино). Вместо единой конституции в основу управления государством легло огромное количество отдельных законов и традиций, формировавшихся на протяжении столетий.

Удивительно большое число ключевых моментов британской политической системы на деле являются не более чем обычаями. Так, например, конституционный порядок не требует назначения премьер-министра - эта роль сформировалась лишь со временем. Отсутствие единой конституции, скорее всего, в самом ближайшем будущем может превратиться в причину серьезных политических дебатов, поскольку британская партия либерал-демократов уже начала кампанию за конституционные реформы.

Королевская санкция

Прежде чем билль станет законом, королева Великобритании должна дать свое одобрение или так называемую королевскую санкцию. У королевы до сих пор сохраняются права на принятие, отказ от принятия или откладывание вступления в действие любого нового законопроекта, предложенного парламентом.

В реальности же ни один из британских монархов не накладывал вето на билль, предложенный парламентом, с далекого 1708 года. Сегодня одобрение королевы любого билля, разработанного парламентом, считается чем-то само собой разумеющимся.

Система голосования

Количество голосов, получаемое партией, и количество мест, получаемое партией в парламенте, практически не зависят друг от друга. Избиратели выбирают кандидата от своего района и политик, набравший наибольшее количество голосов, получает место в парламенте. Если кандидат выигрывает с 60% голосов, остальные 40% голосов обесцениваются.

Система голосования в Великобритании достаточно проста, однако при условии действия трех крупных партий не раз демонстрировала свою неэффективность. Те самые обесценивающиеся голоса поднимаются и могут привести к достаточно странным результатам: например, в 2005 году в результате неэффективности системы голосования партия лейбористов набрала только 37% голосов, однако получила 55% мест в парламенте, а партия либерал-демократов завоевала 22% голосов, получив, тем не менее, всего 9% мест в парламенте.

Выборы премьер-министра

Граждане Великобритании не имеют права вмешиваться в выборы премьер-министра - все, что остается, это голосовать за члена парламента от своей партии и надеяться. Как и можно было ожидать от системы, построенной на старинных обычаях, процесс выбора премьер-министра весьма далек от простоты и прозрачности. После опубликования официальных результатов всеобщих выборов лидер партии с наибольшим количеством членов парламента отправляется в Букингемский дворец и испрашивает у королевы разрешения на формирование нового правительства. К счастью, согласно еще одному, не менее старинному обычаю, королева никогда не откажет лидеру самой крупной партии.

Систему выборов премьер-министра никак нельзя назвать полностью демократичной: на самом деле в большинстве выборов менее 40% всех избирателей голосуют за самую крупную партию.

«Подвешенный парламент»

Обычно система голосования гарантирует значительное превосходство победившей на выборах партии, однако иногда образуется ситуация, когда голосование не определяет настоящего победителя. Такое положение в парламенте, при котором ни одна из партий не получила большинства в Палате общин, принято называть подвешенным парламентом. Из неудобного положения британские политики выходят, заключая соглашения: иногда две партии соглашаются сотрудничать до следующих выборов.

Если же ни одна из партий не может сотрудничать с другой, образуя тем самым превосходящее большинство, предыдущий премьер-министр, согласно очередному обычаю, остается на своем посту.

Назначение выборов

В Великобритании нет определенного периода времени между выборами. По закону выборы должны проходить, по меньшей мере, каждые пять лет, однако на самом деле назначить выборы можно в любой момент в течение этого промежутка времени. У королевы Великобритании есть право на досрочный роспуск парламента, однако обычаи позволяют выбирать, когда это должно случиться, действующему премьер-министру.

Когда премьер-министр выбирает время для назначения выборов, он обращается к королеве с просьбой распустить парламент. Такая система очень выгодна для правительства, которое обычно дожидается пика популярности и лишь затем назначает выборы.

Палата лордов

Члены парламента, заседающие в Палате общин - не единственные политики в парламенте. Система британского парламента предусматривает также верхнюю палату, или Палату лордов, члены которой назначаются королевой по рекомендациям правительства и 26 самых влиятельных епископов англиканской церкви.

Все законопроекты, успешно прошедшие через парламент, обсуждаются и ратифицируются в Палате лордов. Лорды имеют право - и зачастую пользуются этим правом - на отказ от принятия законопроекта, однако настоящая власть сосредоточена в руках членов Палаты общин, которые могут сослаться на Парламентские акты 1911 и 1949 года и добиться принятия законопроекта, несмотря на отказ Палаты лордов. С 1911 года такая крайняя мера использовалась всего семь раз - последний раз в 2004 году для запрета охоты с собаками.

Поскольку верхняя палата британского парламента не обладает и долей той власти, которая сосредоточена в руках членов Палаты общин, многие парламентарии не раз предлагали изменить систему по аналогии с Конгрессом США, сделав вторую палату выборной.

«Непарламентский» язык

Во время заседаний членам парламента запрещено пользоваться лексикой, которая могла бы «оскорбить достоинство» парламента. Это правило включает любые виды мата, личные оскорбления и, самое серьезное, обвинения члена парламента в непорядочности. В список запрещенной лексики в парламенте входят даже такие, казалось бы, общеупотребительные слова, как «трус», «хулиган», «лжец», «предатель», «изменник», «негодяй».

Многие политики добились изумительных высот в «искусстве» оскорбления без использования «непарламентской» лексики: так, например, прямые обвинения во лжи скрываются за ироничной характеристикой человека «экономящего на правде».

Церемониальный жезл

Жезл Палаты общин представляет собой золотой жезл с затейливой резьбой, устанавливаемый в центре зала во время парламентских сессий. Церемониальный жезл символизирует власть королевы; без жезла заседание палаты считается недействительным.

Жезл Палаты общин за внушительную историю британской парламентской системы не раз выступал в роли оружия: его швыряли, вырывали и даже прижимали им к земле одного политика, попытавшегося опротестовать решения парламента. В 2009 году член парламента Джон МакДоннелл был арестован за попытку сорвать дебаты по расширению лондонского аэропорта Хитроу посредством снятия жезла.

Парламентские выборы

Палата общин пользуется старинным и весьма эксцентричным методом голосования. После того, как голосование было объявлено спикером парламента, присутствующим членам парламента дается восемь минут на то, чтобы проследовать в одну из двух комнат: комнату «да» или комнату «нет». Когда отведенное время заканчивается, двери комнат закрываются, и количество политиков в каждой из комнат подсчитывается.

Государственные секретари и даже премьер-министр, принимающие участие в голосовании по важному вопросу, вынуждены вместе со всеми членами парламента выбирать одну из двух комнат. Хотя на первый взгляд такая система голосования кажется до нелепости устаревшей, на самом деле она предоставляет парламентариям отличную возможность встретиться и побеседовать с премьер-министром и остальными членами правительства.