Швейцарские часы: страна, как бренд

22 Декабря 2007

швейцарские часы Швейцария - маленькая европейская страна, которая научила весь мир ценить время... Вернее, не время, а небольшие приборы, которые это время - величину абстрактную и трудно поддающуюся осмыслению - регистрируют и разделяют. Приборы назвали скромно - часы. А начиналось все давным-давно, еще во времена Реформации и нетерпимого к роскоши Кальвина, в Женеве. В 1541 году были запрещены драгоценности - что оставалось делать мастерам, умирать с голоду? Так нечаянно началась эволюция швейцарских часов.

К концу XVI века швейцарские часовщики были известны уже далеко за пределами родины. Женева стала своеобразной Меккой для часовщиков со всей Европы - сюда ехали учиться, здесь и оставались. Их становилось не просто много, а очень много. Требовалось как-то упорядочить их деятельность - в 1601 году была создана Гильдия часовщиков. Часовщики постепенно «колонизировали» всю страну. Протянувшиеся от Женевы до Рейна горы Юра оказались весьма благоприятным местом для талантливых часовщиков, которые по большей части осели здесь. Производство часов в Юра было и остается неразрывно связанным с именем ювелира Даниеля Жанришара. Он придумал новую организацию часового производства, в результате чего его компания JeanRichard - лидер рынка до сегодняшнего дня.

Время не стояло на месте, совершенствовалась техника, развивалась технология... В мире со швейцарскими мастерами уже никто не пытался конкурировать. В конце XVIII века известный, но не самый богатый часовщик Авраам-Луи Перле (основатель известнейшей фирмы Perrelet) изобрел часы, громко названные им же вечными. Секрет заключался в особом механизме, который постоянно подзаводил пружину под действием собственного веса и движения тела.

В середине XIX века отец-основатель Patek Philipp Адриан Филипп предложил новую форму часов - кулон, при чем снабдил это чудо маятниковым механизмом. А его конкуренты разработали другие дополнительные функции - вечный календарь, обратный отсчет времени, хронограф.

Массовое производство часов началось на стыке XIX и XX веков, благодаря исследованиям известных часовщиков Пьера-Фредерика Ингольда и Жоржа-Августа Лешо (работал в часовой фирме Vacheron Constantin). Первый изобрел машину для вырезания плат и шестеренок, работавшую быстро и точно, а второй ввел принцип взаимозаменяемости запасных частей - ключ к стандартизации.

швейцарские часы С приближением безумного XX века размеренная жизнь швейцарских часовых дел мастеров ускорилась. Новинки появлялись уже не раз-два в столетие, а десять-двадцать раз в ... год. Появились наручные часы (во многом благодаря Rolex), постепенно они вытеснили часы карманные. Появились дизайнеры, мода заняла диктаторские позиции - теперь классику могли не купить, прельстившись дыханием современности. Швейцарцы вынуждены были развиваться - быстро и агрессивно, как все в этом молодом веке.

А потом, в семидесятых, на часовом рынке появился внутренний враг - кварц. И чуть было не убил всю промышленность.

Выходом из кварцевого шока часовщики обязаны, прежде всего, Николасу Хэйку (Nicolas G. Hayek). С его легкой руки швейцарские часовщики образовали Swatch - концерн. И это нечто большее, чем случайная удача, это - уверенность большого производителя, целенаправленно предоставляемые серьезные заказы помогли стабилизации отраслей производства, смежных с часовой промышленностью и поставляющих для нее все необходимое. Этот шаг вдохнул новую жизнь в погибающие Omega, Longines и Tissot (и еще многие...). Сам Хэйк постепенно выкупал полуразорившиеся авторские часовые фирмы (Blancpain, Breguet), которые теперь уверенно восстанавливают свою историю.

Ближе к девяностым рынок пережил еще одно серьезное потрясение - японцев. Они взорвали часовой мир своими часами - надежными, красивыми, стильными, современными, модными и ... дешевыми.

Старинная швейцарская часовая промышленность (а они собирали сверхточные часы еще тогда, когда японцы пользовались для определения времени тенями от солнца) пережила этот кризис благодаря американскому изобретению - маркетингу. Швейцарцы перестали продавать точные и надежные часы - они переориентировались на предложение стиля, имиджа, статуса. Хочешь в любое время суток знать, который час? Тебе подойдут изделия из Страны Восходящего Солнца. Хочешь в любой ситуации, вне зависимости от времени суток, быть уверенным в своем статусе? Помни, что часы на твоей руке должны стоить не менее суммы твоего месячного дохода...

Наталия Руденко