Техника японской живописи: древнее суми-е

04 Августа 2016

техника японской живописиКультура Японии уникальна и самобытна, в ней ощущается какая-то особая гармония и атмосфера, и эти качества как нельзя лучше описывают японскую живопись. Одним из самых популярных жанров является суми-е – техника японской живописи рисования тушью.

alt

Происхождение искусства

Рисунок тушью пришел в Японию из Китая, в древние времена и в Китае, и в Японии искусство каллиграфии и живописи были практически идентичны. В изображении пейзажей, фигур людей или других предметов использовались те же мазки кистью, что и при написании текстов.

Название жанра суми-е буквально переводится как «картина тушью», в этой технике соединились каллиграфия и изобразительное искусство. Картины в технике суми-е выглядят очень интересно, даже, несмотря на свой почтенный возраст, работы японских мастеров, творивших несколько веков назад, удивительным образом воплощают собой и классику, и современность. Картины суми-е простые и сложные одновременно, смелые и в то же время сдержанные.

японская живопись

В жанре суми-е четко прослеживается созерцательность и философская составляющая дзен-буддизма. В 6 веке монахи-буддисты прибыли в Японию из Китая со своими чернильными брикетами и кисточками, ручки которых были сделаны из бамбука. Искусство рисования тушью прижилось в Японии, мало того, японские мастера привнесли в китайскую традицию свое видение сюжета, национальный колорит и новые приемы изображения. На сегодняшний день, суми-е, к сожалению, не так популярно, как это было 10-14 веков назад, но, к счастью, есть возможность насладиться красотой бессмертных шедевров японских мастеров суми-е в музеях и в сборниках репродукций.

alt

Смысл и содержание

На заре своего развития основными сюжетами в жанре суми-е были религиозные темы, изображения исторических личностей и бытовые сцены. Несколько позже особенно популярны стали пейзажи, изображения животных и растений. Создавая свои картины, японские художники использовали кисти разной толщины и экспериментировали с плотностью мазков, дабы передать всю эмоциональность и индивидуальность изображения.

содержание японской живописи

Для создания изображения в жанре суми-е требуется особый настрой. Монахи-буддисты как никто другой умели погрузиться в себя и в свое восприятии предмета или идеи. Суми-е не требует фотографического изображения, эти картины, прежде всего, образы, наполненные философским смыслом. Изображение должно спонтанно перетекать из сознания художника на белый лист бумаги. Суми-е передает суть вещей, а не малейшие детали их внешней оболочки.

Суми-е - монохромный жанр. Традиционно в этой технике присутствует черный и серые цвета различной степени насыщенности. Современные художники допускают в своих работах использование миксов из нескольких цветов, но основной цветовой гаммой по-прежнему остается черный и серый.

alt

Материалы и инструменты

Одним из важнейших факторов в развитии японской живописи, является связь между материалами, которые используются для передачи изображения, и их влиянием на специфику артистической формы и техники.

alt

Кисти для суми-е

Несмотря на то, что теоретически (да и практически тоже) изображение можно создать с помощью любого предмета и даже части тела, кисти были и остаются основным инструментом художника.

кисти для суми-е

Кисти для суми-е напоминают акварельные, с той лишь разницей, что кончик кисти для рисования тушью более тонкий и заостренный. В давние времена такие кисти использовали и в живописи, и в каллиграфии, они обеспечивали четкость линий и позволяли экспериментировать с нажимом и насыщенностью цвета. Сейчас японская кисточка имеет более округлую форму, для создания рисунка, как правило, используются тонкие и более толстые кисти из натуральной щетины. Новые кисточки пропитаны крахмалом, поэтому перед рисованием их необходимо смягчить, просто окунув в воду.

alt

Сузури

сузури

Неотъемлемая часть инструментария художника в стиле суми-е – сузури. Сузури представляет собой обработанный камень с небольшим углублением у одной из стенок. Углубление заполняется водой, а на поверхности сузури растирается кусочек твердой туши, которая при соединении с каплями воды, образует краску.

alt

Тушь

тушь для японской живописи

Традиционно для создания рисунка в технике суми-е используется не жидкая тушь, а тушь в брусочках, которая продается и хранится в коробках или футлярах. Такая тушь делается из порошка древесного угля или сажи с добавлением клейкого вещества или камфары.

alt

Рисовая бумага

Изображение суми-е наносится на чистый лист рисовой бумаги, которая по-японски называется газенсби. В современных художественных школах рисунки в жанре суми-е делают на любой бумаге, даже на глянцевой. Конечно, это существенный уход от традиции, но настоящую японскую рисовую бумагу найти достаточно сложно.

рисовая бумага для японской живописи

В живописи суми-е изображение создается с помощью линий, штрихов и легких теней, живость и образность сюжета достигается разной степенью нажима, работой с насыщенностью цвета, остановками и отрывом руки в нужных местах и другими художественными приемами.

Если вы любите рисовать и вам интересна культура Японии, попробуйте нарисовать что-нибудь в лаконичном и оригинальном стиле суми-е.