Аукционы России

09 Мая 2010

аукционы РоссииДаже в наше время, когда едва ли не любая деятельность рассматривается через призму выгодности и экономической эффективности, в сфере бизнеса остаётся место для некоторого игрового момента. Конечно, любой бизнес является своего рода игрой, со своими правилами, со своими победами и поражениями и своей конечной целью. Однако наиболее полно азартный момент в деловой жизни выражен в таком явлении, как аукцион.

Аукционом называется публичная продажа какого либо товара, имущества, ценностей, основанная на принципе состязательности между участниками торгов, в результате которой покупатель, предложивший, согласно заранее установленным правилам, наиболее выгодные условия, получает право на приобретение выставленного лота. Теоретически на аукционных торгах можно продавать любые товары, начиная от спичек до самолётов. Но на практике традиционно определился круг ценностей, торговля которыми идёт в основном именно посредством аукционов. К таковым, в частности относятся, предметы роскоши и искусства, изделия из ценного меха, подержанные автомобили, оптовые партии чая, табака, овощей, фруктов, леса и так далее. Кроме того, возможно выставление на аукцион и различных ценных бумаг: в 1990-е годы в России были распространены так называемые залоговые аукционы, на которых на состязательной основе продавались те или иные приватизированные предприятия. Организацией аукционов чаще всего занимаются, аукционные брокерские конторы, ассоциации продавцов того или иного вида товаров либо крупные торговые компании, владеющие монополией на различного рода ценности.

Что касается технической стороны вопроса о проведении аукциона, то здесь всё достаточно просто. Любой аукцион, проводимый для любого рода товаров, имеет четыре основных стадии. На первой производится подготовительная работа - подготавливается помещение для проведения торгов, нанимается персонал, проводится рекламно-информационная кампания или оповещаются конкретные лица, заинтересованные в участии в аукционе. Второй этап представляет собой осмотр и оценка товара, проводимая, во-первых, для получения гарантии целости и сохранности выставляемых на торги предметов, во-вторых, для экспертной оценки их ценности и определения стартовой стоимости. Затем следуют собственно торги, в ходе которых с помощью гласного (участники публично называют сумму, которую они предлагают за лот) или негласного (участники дают аукционисту специальные знаки, означающее фиксированное повышение цены) определяется покупатель товара. И, в конце концов, происходит документальное оформление сделки и передачи предмета новому владельцу после выплаты названной им суммы.

Если говорить о распространении аукционов в России, то следует отметить, что наиболее популярными и часто встречающимися в нашей стране являются несколько видов аукционных торгов (всего в мире их насчитывается около 20):

  • английский аукцион - классический вид торгов, которые начинаются с минимальной стартовой суммы, затем участники по очереди повышают цену и победителем становится тот, кто предлагает наибольшую сумму;
  • скандинавский аукцион - разновидность классического, но в данном случае стартовая цена может быть вообще нулевой, размер каждого следующего шага по повышению цены является фиксированным, а вот за право сделать это фиксированный шаг участники должны побороться, выкупив это право по наибольшей цене;
  • голландский аукцион - построен на принципе понижения цены, то есть изначально устанавливается очень большая стартовая цена, на которую никто не может согласиться, затем в ходе торгов она понижается аукционистов до того момента, пока кто-то из участников не решит, что такая цена его устраивает;
  • интернет-аукцион - в последние годы набирает популярность на российском интернет-пространстве, вслед за общемировой практикой; главная привлекательность этой схемы в том, что сами торги проходят дистанционно, а встреча между покупателем и продавцом проходит только для совершения уже оформленной сделки;
  • залоговый аукцион - проводится в основном при выставлении на продажу имущества обанкротившихся предприятий и фирм для погашения долгов их бывших владельцев перед кредиторами;
  • закрытый аукцион (тендер) - здесь цены на один и тот же лот предлагаются одновременно и продавцом и покупателем в закрытых конвертах, победителем среди продавцов объявляется предложивший меньшую цену, среди покупателей - большую;
  • лесной аукцион - в связи с тем, что лесные ресурсы являются государственной собственностью, объявляются аукционы на право краткосрочного пользования участками лесного фонда для лесозаготовок.

При этом нужно признать, что уровень развития аукционного дела в России на данный момент значительно отстаёт от общемировых лидеров в этой области. Если взять, например, наиболее престижные и прибыльные виды аукционов, торги предметами роскоши и произведениями искусства, то здесь отечественный рынок по большей части является полулегальным или вовсе незаконным, так как продавцы и покупатели роскоши мало заинтересованы в отчислениях налогов с реальной стоимости того или иного предмета. В этой связи сформировалась другая проблема - активное проникновение на соответствующий отечественный рынок мировых лидеров, аукционов «Сотбис» и «Кристи», которые фактически превращаются в каналы одностороннего «утекания» ценных предметов из России в зарубежные частные и общественные коллекции. Только в 2006 году на специализированных аукционах русского искусства «Сотбис» было продано предметов на 153 миллиона долларов.

Не меньшие проблемы и в сфере современных технологий. Отечественные интернет-аукционы сильно отстают от подобных электронных площадок остального мира, чему есть две объективные причины. Первая заключается в отсутствии «инфраструктуры» - практически нет национальных аукционных организаций, которые бы имели собственные электронные платёжные системы для оформления сделок и взимания комиссионных, к тому же банковская сфера не заинтересована в поддержке данного начинания. Вторая состоит в особенностях национального делового менталитета, в котором ещё не успел сформироваться понятия о том, что взятые на себя торговые обязательства нужно выполнять как в виртуальном, так и в реальном пространстве. В результате наблюдается значительное число сорванных после заключения сделок, что не способствует высокому уровню доверия к дистанционным аукционам.

Александр Бабицкий