Адаптация первоклассников к школе – трудности переходного периода

15 Января 2012

Адаптация первоклассников к школе Еще совсем недавно границами мира для ребенка были семья, родной дворик, стены квартиры и детского сада, где он, между прочим, был в старшей группе. Но сегодня все меняется: на носу школа, а вчерашний малыш - теперь уже школьник, на которого отныне ложатся новые обязанности. Вновь появившимся требованиям ему страшно не соответствовать. Адаптация первоклассников к школе особенно необходима в первые недели обучения. Практика показывает, что даже успешные и сообразительные дети неожиданно могут оказаться аутсайдерами, а ранее бывшие сорванцами ребята - начать чрезвычайно серьезно относиться к учебе.

Пряник, пряник и … пряник

Отправляясь в школу, каждый малыш надеется на то, что там его примут с радостью, что он обзаведется новыми друзьями, и получит свою долю внимания в классе. Кому как не родителям знать, что дети достаточно демонстративны и для себя пока являются центром вселенной? Класс - своего рода система. Роли в ней порой распределяются неожиданно, и совершенно случайно может получиться так, что детский социум воспримет ребенка не так, как он того хочет. Именно поэтому в современных первых классах на место оценок пришли разного рода «цветочки» и «кружочки». Педагоги уже давно осознали, что с классической системой ранжирования и делением на «отличников» и «троечников» сначала стоит повременить.

Но особенности адаптации первоклассников к школе заключаются в том, что основная ее часть проходит дома, а не за учебной скамьей. И чрезвычайно важна здесь поддержка родителей. Детские психологи не зря говорят, что ребенка нужно хвалить за каждое достижение. Причем, достижением может быть даже уменьшившееся количество ошибок: «Вчера их было пять, а сегодня три. Видишь, как ты быстро учишься! Ты молодец!». А вот ругать за неудачи в дни адаптации к школе первоклассников не рекомендуют вовсе. При осознании поражения у малышей чрезвычайно быстро опускаются руки. Ведь теперь они поставлены в условия, в которых их могут постоянно с кем-то сравнивать, и боятся потерять родительскую любовь из-за того, что пишут чуть менее красиво, чем сосед по парте.

Хороший и всегда уместный повод для похвалы - сравнить ребенка с собой и поставить его в позицию «победителя», сказав, что придя в школу, его родители совсем не могли читать (даже, если могли, можно слукавить), а он уже так много знает. А делать сегодняшние первоклассники действительно умеют гораздо больше, чем их мамы и папы в том же возрасте. Правда усложняющаяся с каждым годом школьная программа вызывает у детей определенные трудности в обучении. Для их преодоления специалисты советуют дома уделять больше внимания не урокам как таковым (которые в первой четверти ребятам теоретически задавать не должны), а развитию образного и логического мышления - чтению и придумыванию сказок, лепке, рисованию и головоломкам (естественно решаемым мозгом первоклассника).

Режим? Необходим!

Особенно важна правильная организация времени. Для активизации мозговой деятельности и рекреации первокласснику необходимы прогулки и физические нагрузки – как минимум 2-3 часа подвижных игр на свежем воздухе в день. Времяпрепровождение у экрана ТВ или монитора ПК педагоги в совокупности советуют сократить до часа максимум. В сутках первоклассника около 10-11 часов рекомендовано отводить на сон (часть из этого времени может быть перенесена на дневной отдых). Взрослые стандарты вроде «8 часов достаточно, чтобы выспаться» ему не подходят. Поскольку интенсивность обучения, смена обстановки и переживания требуют полноценного восстановления. Но что делать, если ребенок не спит?

Спокойствие, только спокойствие

Детский стресс в первые дни адаптации первоклассников к школе особенно дает о себе знать. Ранее спокойный малыш перед сном начинает устраивать истерики, ссориться с родителями или просто переживать и беспокоиться. В это время его важно переключить - прогуляться, успокоить, искупать под теплым душем, налить теплого молока или просто почитать книжку. Психологи говорят, что в этот период ребенка просто нельзя отправлять в постель «непрощенным». Нужно забыть все конфликты, и быть приветливыми и ласковыми в вечернее время, даже если любимое чадо разбило лучшую «мамину вазу». В конце концов, ваза склеится или освободит место для чего-то нового, а психическое здоровье малыша легко испортить всего лишь одной ночью душевных переживаний.

Ксения Жарчинская