Модные метаморфозы Средних веков

26 Ноября 2009

Модные метаморфозы Средних веков Мода в Средние века была наделена гораздо более серьезными полномочиями, нежели сегодняшний fashion-поток. Ее главной задачей значилось четко и однозначно заявлять о социальном статусе владельца. Вокруг актуальных нарядов разгорались нешуточные интриги, моду регулировали на самом высоком уровне и законодателем моды становилась, как правило, сама королевская семья…

В раннем Средневековье женское платье не слишком отличалось от мужского: тот же крой, та же длина до земли, те же темнМодные метаморфозы Средних вековые тона и ткань, соответствующая достатку. О появлении мужской моды можно говорить с тех времен, когда кольчугу заменили доспехи. Доспехи поверх платья - обмундирование на любителя, в таком наряде защищать и обороняться крайне сложно, и на смену длинному платью пришли жупоны.

И началось. Портные экспериментировали с кроем и в мастерстве своем достигали таких высот, которые сегодняшним кутюрье и не снились. На основе блио создали камзол дублет - тот самый камзол, которые любит носить киногерои средневековых драм. Верхняя мужская одежда пестрела тонкой выделкой, ткань переливалась бриллиантами. Как правило, она была крайне неудобна и тяжела, поэтому нательное белье выполняло главную функцию - защищало тело от натираний одеждой.

Одновременно с мужской, буйным цветом начала расцветать женская мода. Аристократки и дворянки были разодеты в пух и прах, причем любое платье знатной особы стоило целое состояние.

Поэтому сразу стоит оговориться, что в XIII веке выходят два важных «модных» указа. Во-первых, женщины, не имеющие дворянского титула не могли шить больше двух платьев в год (дворянкам полагалось четыре наряда). Во-вторых, французский король Филипп Красивый строго-настрого запретил женщинам недворянского происхождения носить мех горностая, золотые пояса и шелк.

Впрочем, у женщин недворянского происхождения на золотые пояса денег просто не было. Разница между сословиями была колоссальная, и одежда простого народа претерпевала на протяжении веков весьма незначительные изменения. Большая часть одежды была сшита из овечьей шерсти. Как правило, серого цвета. Если в семье появлялись деньги, которые можно было потратить на излишества, покупали одежду из крашеной шерсти, которая была в десятки раз дороже. Такие вещи впоследствии доставали из сундуков только по праздникам.

А вот знатные дамы хвастались фасМодные метаморфозы Средних вековонами. Между лучшими женщинами света вспыхивали нешуточные интриги, когда каждая стремилась отличиться самым лучшим платьем в королевстве. Законодательницами моды выступали члены королевской семьи. Вслед за госпожой модные тенденции перенимал весь Двор. При этом скорости распространения трендов может позавидовать сегодняшняя масс-медиа.

Модный символ Средневековья - хеннин, конусовидная шляпка со шлейфом, непременный атрибут сказочных фей. Между тем, головных уборов немыслимых форм и конструкций было великое множество. Большинство из них плохо закрывали волосы, отсюда и странные прически средневековой знати - обритая передняя часть головы, «высокий лоб» почти до самой макушки.

Пышность была в моде во всех ее проявления. К корсету прикреплялся металлический каркас, за счет которого юбка напоминала колокол. На бедра надевался крупный валик, благодаря которому юбка приобретала бочкообразную форму. При этом юбок, разумеется, на самом деле было около дюжины - темные верхние и светлые нижние. Шлейф у юбки мог достигать одиннадцати метров.

Пожалуй, самое известное платье Средневековья - «роб» с завышенной талией прямо под грудью. Юбку опоясывал широкий пояс, а рукава были либо узкие с раструбом, либо широкие, украшенные мехом и контрастной тканью. Дополняет роб не менее знаменитый сюркот - верхняя накидка, отделанная шкурками горностая.

И конечно, по цвету ткани, фасону, украшениям, размерам шляпки и форме ботинок можно было со стопроцентной точностью определить родословную и род деятельности обладателя. Общественные нормы и законы полностью регулировали все модные тенденции с одной единственной целью - каждый в королевстве должен знать свое место. И даже богатый купец, который может позволить себе платье аристократа, не сможет позволить себе целый ряд предметов гардероба. И вы еще сомневаетесь в строгости Средневековья? Дресс-код соблюдали четко. Нарушителей модных законов арестовывали, и участь их порой была трагична. Fashion victim. Модный приговор сурового времени.

Дарья Печорина