Икебана: философия и искусство

20 Ноября 2011

ИкебанаКак рассказывает легенда, знаменитый японский мастер чайной церемонии Сэнно Рикю, чей сад славился прекрасными цветами, готовясь к посещению своего дома сегуном, срезал все растения и лишь из одного сделал прекрасную икебану. Увидев изумление правителя, мастер ответил: «Обилие цветов способно рассеять внимание, и лишь этот букет может передать всю красоту моего сада». Лаконичность, недосказанность и в то же время символизм и глубина - этими чертами обладает каждая японская икебана.

Глубокий смысл

ИкебанаЖизнь по-японски - это следование традициям и умение в каждом, казалось бы, обыденном предмете или действии увидеть тайный смысл. Искусство составления букетов - икебана - не исключение, ведь оно тесно связано с буддизмом и отличается глубоким символизмом.

Легенда гласит, что однажды буддийские монахи, собрав засохшие ветки, положили их к ногам статуи Будды с просьбой подарить мертвым растениям жизнь - и в тот же миг на ветках появились цветы и листья. Так возникло искусство икебаны, смысл которого - в обретении цветами иной жизни, в обучении искусству умирания. Неслучайно икебана состоит из трех основных компонентов (граней неравного треугольника), символизирующих небо (син, самый длинный стебель), землю (тай, короткий) и человека (соэ, стебель средней длины). Немалое значение имеет и форма вазы - кэндзана - в зависимости от которой подбирается длина основных составляющих букета.

Икебана строго подчинена законам геометрии, она словно имеет свой собственный ритм. В отличие от западного букета, при составлении которого наибольшее внимание уделяется цветовым комбинациям, икебана делает акцент на линейные аспекты, которые призваны подчеркивать простоту и красоту природы. Этот букет всегда ассиметричен, а в его состав могут входить не только цветы, но и высохшие веточки, стебли, трава, листья деревьев.

Обучение икебане - сродни священнодействию, медитации. Учитель сохраняет молчание, а его ученики стараются слиться с духом цветов, чтобы не просто передать их красоту, но выразить себя с помощью уникальной композиции, призванной установить мистическую связь между человеком, землей и небом. Истинная выразительность скупа и не требует буйства форм и красок, главное - подчеркнуть уникальность и индивидуальность каждого растения, с этого постулата начинается обучение в любой школе икебаны.

Символика икебаны

Икебана - это вовсе не соединение определенного набора компонентов, отличающихся лишь длиной, поскольку каждый из них является своеобразным символом - нравственности, света и тьмы, мужчины и женщины, связи природы и человека, жизни и смерти. Так, бамбук - символ долголетия, сыновнего почитания; орхидея - радости, а ветка абрикосового дерева сравнивается с красотой и изяществом женщины (цветущая ветка символизирует материнские чувства); букетами с цветами жасмина часто украшают чайные церемонии, поскольку это растение связывают с наслаждением жизнью.

Не меньшее значение имеет и цвет выбранных для букета растений. Так, например, зеленый цвет олицетворяет возрождение, красный - огонь и страсть, черный - зиму и тьму. Одна из главных категорий икебаны - время, которое выражается степенью свежести цветка: засохшие ветки - это прошлое; зеленые побеги - настоящее; а бутоны - будущее.

Школы и стили

ИкебанаЗа многовековое существование икебаны в Японии сложилось несколько школ составления букетов. Самая древняя из них - Икэнобо, которая сформировалась еще в XV веке. Учатся в ней практически всю жизнь, а звание профессора получают лишь через двадцать лет обучения. Здесь почитаются старые стили икебаны - например, рикка. Такие букеты торжественны, они высоко возвышаются над сосудами и устремлены в небо, символизируя величие и веру.

Другая школа икебаны носит название Охара, ее ученики создают букеты в стиле морибана - цветы ставятся в широкие, невысокие и плоские сосуды, которые могут быть наполнены водой. Букеты школы Охара создают впечатление ландшафта - единого, но в то же время незаконченного, с легкой долей недосказанности.

Наконец, еще одно направление в составлении букетов, появившееся в 1927 году и считающееся самым авангардным, - это Согэцу. Учителя этой школы проповедуют новизну и динамичность букетов, используя, наряду с цветами и ветками, камни, ткань, металл, пластик и другие материалы. Икебаны Согэцу можно встретить не только в помещениях, но и на улицах, в парках и даже на станциях метрополитена.

Икебана уникальна не только своей глубиной, но и универсальностью - букеты можно увидеть как в храмах, так и в каждом доме, ведь они часто выступают посредником в общении, говоря то, что нельзя произнести вслух, помогают установлению контакта и служат началом дружеской беседы. Вместе с тем, икебана - это умение взглянуть глубже того, что находится на поверхности, один из способов научиться любить жизнь во всех ее проявлениях и видеть красоту в каждом прожитом мгновении.

Дарья Цветкова