Хокку: штрихи на полотне вечности

28 Апреля 2011

Хокку: штрихи  на полотне вечности Психотерапевты, практикующие для работы с пациентами методы аналитической психологии Карла Густава Юнга, зачастую используют как одну из методик японские трехстишия хокку. Ученые уверены, что образы, рожденные этими стихами, их видение и толкование зачастую помогают постичь внутренний мир человека, понять бессознательные мотивы его поведения и способствуют самопознанию. Наверняка с подобным утверждением согласятся все, кто знаком с традиционной японской поэзией.

Каноны хокку

Хокку: штрихи  на полотне вечностиЕсть лишь одна Луна - и тысячи ее отражений: в быстром ручье или неспешной речке, в глазах любимой или каплях росы, среди ветвей деревьев или на бутонах цветов. Есть определенное состояние души - и множество слов и метафор для его выражения. Искусство хокку заключается в умении поймать каждое мгновение - и передать его короткими, но емкими штрихами, чтобы читатель смог создать в своем воображении целостную картину.

Хокку (другое название - хайку) - это традиционные японские трехстишия. Первоначально они входили в состав пятистиший танка, позднее - были начальной строфой рэнга (нанизанные строфы), в которых чередовались трех- и пятистишия. Зачастую поэтические отрывки писались разными поэтами, поэтому заметно отличались друг от друга и были объединены лишь общей идеей рэнга (как правило, это было описание природы в разные времена года). С XII века хокку стали рассматриваться как самостоятельные законченные произведения. 

Сложение классических хокку подчиняется определенным правилам. В первую очередь, это семнадцать слогов, пять из которых - первая строка, она позволяет читателю понять, о чем пойдет речь дальше. Следующие семь слогов - вторая строка, подчеркивающая и раскрывающая смысл первой. Наконец, последняя, третья строка - еще пять слогов, своеобразный итог стихотворения, причем зачастую весьма неожиданный. В целом получается настоящая картина, миниатюра - небогатая красками, лаконичная, но вместе с тем емкая:

Майские дожди!

Заплыла лягушка

В дом через порог.

Сампу.

Позднее многие японские поэты стали нарушать эту традицию, используя иное количество слогов, нежели предписано правилами. Однако неизменным осталось то, что хокку отражает лишь конкретный момент времени и эмоции, которые он вызывает у автора. Большинство исследователей видят в этом влияние дзен-буддизма, осознанное безмолвие его мастеров, медитацию, молчаливое постижение истины - и вместе с тем умение увидеть и зафиксировать каждое мгновение меняющейся действительности, не давая ему оценок.

Философия японских трехстиший

Хокку: штрихи  на полотне вечностиПервоначально хокку отражали лишь состояние природы в тот или иной момент времени. При этом поэты словно набрасывали несколькими очень лаконичными и точными штрихами картины, которые пробуждали воображение читателя, заставляли его представлять весь пейзаж:

Ирис на берегу.

А вот другой - до чего похож! -

Отражение в воде.

Басе.

Небольшая зарисовка, которая таит в себе неспешное течение воды, солнечные блики, летающих над рекой стрекоз, ветерок, качающий цветы ириса. Хокку - не образ, а лишь его наброски, направление мысли для проницательного читателя.

Философские тенденции в создании хокку связывают с именем монаха-дзэн-буддиста Мацуо Басе (XVII век), который стал основателем целой школы японской поэзии. Именно его творчество оценивается как настоящий расцвет хокку, как новая вершина литературы Японии и особая глубина ее образов. В трехстишиях Басе - любовь к окружающему миру и человеку, стремление понять и разделить его мысли, чувства, надежды, страдания:

И осенью хочется жить

Этой бабочке: пьет торопливо

С хризантемы росу.

Наверняка главная героиня этого хокку - не только осенняя бабочка, но и старость, приближение которой делает каждый день жизни ценнее и дороже. В том же ключе выдержаны и трехстишия учеников Басе - например, Исса Кобаяси:

Наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же...

Короткое, но такое ценное присутствие человека на Земле, полное ярких мгновений, которые нужно уметь разглядеть, почувствовать и принять, мимолетное настроение, выраженное в нескольких словах, талант сказать очень многое коротко и лаконично - суть японской поэзии хокку, ставшей одним из лучших образцов литературы Востока.

Дарья Цветкова