Культ Прекрасной Дамы: эпоха куртуазной любви

07 Февраля 2012

Культ Прекрасной ДамыПлатоническая любовь, поклонение женщине зачастую становились источниками вдохновения средневековых поэтов. Беатриче для Данте, Лаура для Петрарки - самые известные имена в списке повелительниц сердец, но далеко не единственные. Культ Прекрасной Дамы, прошедший через все Средневековье, надолго возвел женщину на пьедестал, окутав ее тайной и сделав недосягаемой.

История возникновения

В Средние века женщина занимала весьма скромное место в социальной иерархии. Время религиозного фанатизма, обвинявшего Еву в том, что она довела Адама до греха, поставило женщин в незавидные условия - им приписывались изменчивость, коварство, жадность, лицемерие, завистливость, хитрость, глупость и прочие нелицеприятные качества. Считалось, что их основное (и единственное) право - рожать детей и заниматься их воспитанием. Кроме того, средневековая мораль не просто разрешала, а рекомендовала мужьям регулярно «воспитывать» жен кулаками, поскольку они назывались «домашним имуществом».

Считалось, что девочка может выходить замуж по достижении двенадцати лет, поэтому молодая жена целиком зависела от воли родителей или мужа, который, как правило, был намного старше ее. Жены и дочери не имели прав наследования, не могли составлять собственные завещания, а если девочку не удавалось выдать замуж, она должна была всю жизнь провести за стенами монастыря.

Однако на подобном весьма мрачном фоне все же возник туманный образ загадочной Прекрасной Дамы, причем историкам известно относительное время и место его появления - это начало XII века, богатая торговая французская провинция Прованс, где отношение к женщине было несколько иным, чем на остальных территориях. Трубадуры, бродившие по южным окрестностям Франции, слагали песни о красивой женщине с безупречными манерами и умением вести интересную светскую беседу. Так зародились традиции куртуазной любви, отражающие совершенно иные правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Первым трубадуром, сформулировавшим отношение к Прекрасной Даме, был герцог Гильом Аквитанский, прадед Ричарда Львиное Сердце. Наибольший размах эта традиция приобрела при дворе его внучки Элеоноры Аквитанской, которая сама стала музой многих трубадуров. Именно в это время возникли так называемые суды любви, которые разбирали спорные ситуации, возникающие между дамами и их поклонниками.

Туманный образ

Образ средневековой Прекрасной Дамы - скорее эфемерный, бесплотный, нежели реальный. Неслучайно многие исследователи видят его истоки в поклонении Деве Марии, олицетворяющей чистоту и непорочность. Любовь к Прекрасной Даме крайне редко сопровождалась желанием близости, ограничиваясь служением и воспеванием. Однако определенными чертами, как характера, так и внешности, дама сердца все-таки должна была обладать. Как правило, это женщина знатного происхождения, замужняя. Именно замужество считалось преградой, которая придавала поклонению рыцаря черты трагичности и безнадежности.

Соответственным было и отношение дамы к подобному поклонению - она не стремилась получить физическое удовольствие, главная цель - почувствовать всю прелесть служения, оставаясь недоступной. При этом она должна была быть обходительной со своим поклонником, очень приветствовались способность занять гостей, знание поэзии. Прекрасная Дама была необыкновенно привлекательна и внешне. Золотистые волосы, гибкий стан, ясный взгляд, нежный румянец, высокий лоб - даже если рыцарь никогда не видел повелительницы своего сердца, он представлял ее именно такой. Подобное случалось довольно часто, например, известна история трубадура Джуафре Рюдел, который полюбил принцессу Триполитанскую, несмотря на то, что увидеть ее ему не удалось ни разу.

Служение рыцаря

Поклонение Прекрасной Даме - не просто личное дело трубадура, это обычай всего сословия, ведь каждый посвященный в рыцари обязан был избрать даму сердца и добиться позволения служить. При этом главная его задача - охранять свою повелительницу и выполнять все ее прихоти, а также регулярно произносить клятвы в вечной любви, сражаться в ее честь на турнирах и носить цвета ее герба. Хорошим тоном считалась и демонстрация рыцарем страданий, которые он испытывает, не получая благосклонности избранницы.

Если дама была удовлетворена количеством подвигов воздыхателя, она могла принять его в свои рыцари. Это сопровождалось обрядом, напоминающим вассальную присягу, поскольку рыцарь обещал сохранять верность избраннице, при этом она не брала на себя никаких обязательств. Однако добиться подобного посвящения было непросто, ведь капризные красавицы зачастую требовали исполнения самых невероятных желаний. Например, известен случай, когда дама потребовала от рыцаря участия в турнире без кольчуги, в одной рубашке. После смерти героя она с гордостью носила на запястье окровавленный кусочек той самой рубашки.

С эпохи Средневековья прошло много столетий, давно уже нет рыцарей, однако Прекрасная Дама, став именем нарицательным, продолжает жить в литературе, на полотнах художников, в фильмах - и в каждой женщине. И современным трубадурам нужно очень постараться, чтобы разглядеть и завоевать ее.

Дарья Цветкова