Реставрация фарфора: как не сделать хрупкость проблемой

15 Января 2012

Реставрация фарфораФарфоровые изделия это, если речь идёт о настоящем фарфоре, несомненно, атрибут роскоши. Одной из теневых сторон этих атрибутов является то, что они рано или поздно нуждаются в реставрации - просто же так не выбросишь вещь, которая стоит целое состояние, только из-за тех или иных повреждений. Фарфор в этом плане особенно хрупок: керамика это ведь не драгоценные металлы или камни, повредить фарфоровое изделие проще простого. По этой причине и в силу специфичности материала реставрация фарфора представляет собой одновременно и простую и сложную задачу.

Был бы клей хороший - склеить можно почти всё

Как и любая керамика, фарфор подлежит склеиванию. Именно склеивание и лежит в основе реставрации фарфоровых изделий, ведь чаще всего необходимость в этой самой реставрации обусловлена тем, что от фарфоровых изделий откалываются куски различного размера и формы. Правда, в случае с профессиональной реставрацией следует различать два её вида - музейную и коммерческую.

Разница между ними заключается в подходе: если в случае восстановления произведений искусства из фарфора для музеев главным является принцип неприкосновенности самого предмета и возможности убрать все следы реставрации, то для коммерческой реставрации главное это максимально скрыть все следы повреждений, что подразумевает порой серьёзное изменение первоначального предмета. Помимо разнообразных современных клеящих веществ на синтетической основе в профессиональной реставрации активно используется процедура заполнения утраченных частей предмета, в основном с помощью гипсовых и иных наполнителей.

Заключительным штрихом реставрации является тонирование и последующая раскраска фарфора в соответствии с первоначальным рисунком. Таким образом достигается такой уровень восстановления изделия, что место вмешательства в материал практически незаметно. Восстановленные изделия могут использоваться вновь, правда, не рекомендуется использовать приборы для питья - жидкость в таких сосудах может постепенно пропитаться клеящими и другими веществами, вредными для здоровья.

Реставрация на дому

Работа высококвалифицированных специалистов со специальным оборудованием и особыми материалами закономерно делает реставрацию фарфора весьма дорогостоящей процедурой. Поэтому, если речь идёт о не слишком дорогом предмете, на который нет смысла тратить большие деньги, а выбрасывать не хочется, можно прибегнуть к домашнему, самостоятельному варианту реставрации.

Правда, нужно быть готовым к тому, что за результат, чаще всего негативный из-за нехватки опыта, отсутствия навыков, специальных материалов и оборудования, может разочаровать. К тому же такие виды работ, как восстановление по частям полностью разбитого предмета, в домашних условиях практически невозможно. Но вот если речь идёт, например, об отколовшейся от чайной чашки ручке или о чём-то подобном, тогда домашняя реставрация фарфора возможна. В общих чертах технология этого процесса выглядит следующим образом.

Первым делом подготовить рабочее место - снабжённый упругой поверхностью и хорошо освещённый естественным светом стол. Изделия тщательно вымывается в горячей воде, а для удаления загрязнений в трещинах применяется особый компресс, в котором трещина выдерживается вплоть до её полного отбеливания. Затем поверхности сколов обезжириваются спиртом или ацетоном и отколовшаяся часть смазывается клеем. Фарфоровые поверхности плотно соединяются, связываются вместе бинтом, тканью или проволокой и помещаются в место с высокой температурой - например, у работающей батареи центрального отопления.

После того, как в течение трёх или четырёх суток склеенное фарфоровое изделие таким образом высушивается, пора приступать к тонированию восстановленной поверхности. Для этого используются акриловые белила, а оттенки белого цвета уточняются добавлением акварели. Тонирование предполагает кропотливую и тщательную работу непременно при хорошем освещении, чтобы были видны малейшие нюансы и неточности в работе. Не рекомендуется использовать для тонировки масляные краски - они обладают свойством со временем изменять сою тональность. За тонированием следует последний этап реставрации, консервация, заключающаяся в покрытии защитным блестящим лаком, призванным имитировать первоначальный блеск нового фарфора.

Александр Бабицкий