Хрусталь: алмазные брызги стекла

03 Мая 2009

Хрусталь: алмазные брызги стекла Хрусталь - это декоративное стекло, отличающееся от других стекол повышенным содержанием оксида свинца, который придает «алмазный» блеск (увеличивает показатель преломления почти что до чистоты алмаза и дисперсию света - то есть, возможность разложения на радугу, как и алмаз). Для увеличения показателя преломления иногда добавляют еще и оксид бария.

Как ни странно, но такой хрупкий материал, как хрусталь, обязан своим появлением войнам. Именно военные действия Великобритании привели к тому, что король Яков I запретил использование дерева в производственных целях (кроме кораблестроения). Изготовление стекла требовало высоких температур, и печи стекольных заводов, использовавшие дрова, были переведены на уголь. И вот тогда-то - совершенно случайно - был обнаружен уникальный эффект обесцвечивания стекла, то есть, увеличение показателя преломления.Хрусталь: алмазные брызги стекла

Многочисленные эксперименты с различными химическими добавками привели к тому, что в 1676 году стекольных дел мастер Георг Рейвенскрофт разработал технологию стекольной массы, содержащую оксид свинца. Добавка окисла свинца увеличивала показатель преломления до необычайных для того времени величин. Кроме того, свинцовый хрусталь не поддавался воздействию кислот и щелочей. Современный мировой стандарт содержания окиси свинца в хрустале составляет 24%, а технология, изобретенная Георгом Рейвенскрофтом для свинцового хрусталя, практически осталась без изменений, лишь усовершенствовалось оборудование.

Впоследствии были открыты другие добавки, которые позволяли изменить свойства обычного стекла, превратить его в хрусталь, но с несколько другими свойствами - показатель преломления и дисперсия. Так, кроме свинцового хрусталя, существует бариевый хрусталь – для его изготовления вместо оксида свинца используется окисел бария. И, конечно же, знаменитый богемский хрусталь, признанный лучшим - для его изготовления в стеклянную массу не добавляют ни оксид свинца, ни оксид бария, а используют калиево-кальциевое (калийно-известковое) стекло.

Появился и цветной хрусталь (он очень популярен до сих пор). С помощью различных добавок хрусталю можно придать практически любой цвет. Так кадмий или соединения золота дают красный цвет, кремний - добавляет розовый оттенок, кобальт - роскошь синевы, окись меди - травяную зелень, окислы марганца - фиолетовую глубину предночного неба. Из цветных хрусталей издавна лучшим считается изысканный жемчужно-серый, аметистовый и голубой хрусталь королевских мастерских Севра, Франция.

Еще один вечно популярный вариант хрусталя - «инеистый». Для получения этого эффекта изделие из хрусталя обрабатывается фтористоводородной кислотой, в результате поверхности, предварительно не защищенные специальной кислотоупорной смолой, становятся матовыми. Такие изделия очень изящны, «прохладны» - будто изготовлены для дворца Снежной Королевы.

Излюбленный издревле метод обработки хрусталя - алмазная огранка. По этой технологии изделия обрабатываются вращающимися кругами искусственного алмХрусталь: алмазные брызги стеклааза, а затем полируются кислотами. В результате получается самый популярный вариант хрусталя - переливающийся, подобно алмазу, всеми цветами радуги, буквально брызжущий светом хрусталь.

В Россию хрусталь пришел лишь в конце XVIII века, спустя почти столетие после того, как Георг Рейвенскрофт разработал свою уникальную технологию. Но российские мастера очень быстро научились изготавливать хрусталь, совершенно не уступающий ни британским, ни французским изделием. Коллекционеры изделий из хрусталя охотятся за хрустальной посудой, которую производили во времена Российской империи: она представляет не только историческую, но и немалую художественную ценность.

Особо в истории хрусталя стоит 1892 год - именно тогда Даниэль Сваровски запатентовал машину, которая могла шлифовать хрусталь с невиданной для того времени быстротой и точностью. Именно технология Сваровски, которая применяется до сих пор, поддерживает неугасающий массовый интерес к хрусталю не только как к материалу для изготовления посуды, но и как к украшениям. Компания Swarovski сейчас производит около 80% всех стеклянных камней для бижутерии, и это не считая различной посуды, светильников и так далее. Даниэль Сваровски считал хрусталь необычайно красивым материалом, и даже не думал маскировать его под что-либо. Фактически его технология - это пропаганда красоты хрусталя как таковой, а вовсе не сходства хрусталя с алмазом или еще с чем-либо. Именно кристаллы Swarovski вывели хрусталь в различные области, начиная от ювелирных изделий и заканчивая предметами декора помещения. Благодаря Даниэлю Сваровски современное применение хрусталя максимально широко: настенные картины, бытовые и осветительные приборы, декор интерьера и мебели. Хрусталь используется даже при изготовлении сантехники.

Сегодня существует множество других материалов, гораздо более дешевых и практичных, нежели хрусталь. И тем не менее алмазное сверкание хрусталя не выходит из моды. Изысканность и благородство хрустальных изделий, их натуральную природную прозрачность невозможно имитировать никакими способами, и хрусталь еще долгое время сохранит свою популярность.

София ВАРГАН