Скань: русская версия древней ювелирной техники

18 Декабря 2011

СканьКаждый человек слышал такие слова, как «филигранный», «филигрань», которые употребляются, если нужно подчеркнуть, насколько изящно и тонко что-то сделано, придумано. И ведь не все знают, что именно такое эта филигрань. Тем более не все в курсе, что у этого понятия есть сложившийся и получивший самостоятельную ценность синоним в русской культурной традиции - скань.

Металлическая тень на металлический плетень

Скань (или филигрань) это особый вид ювелирной техники, заключающейся в том, что произведение ювелирного искусства создается посредством нанесения на металлический фон тонких линий из драгоценных или иных металлов, которыми создается то или иной рисунок Сканьлибо узор. Само слово «скань» в старославянском языке имеет отношение к тому, что «скручено, свито вместе». Смысл этого термина становится понятнее, если узнать, что те самые металлические нити чаще всего представляют собой скрученные из нескольких предельно тонких нитей «канатики», которые при нанесении на металлическую основу паечным либо иными способами расплющиваются и дают особый узор. Чаще всего металлической основой служат материалы однородного блестящего цвета, а нити выполняются из цветных или драгоценных металлов. Вот примерный перечень металлов, которые могут применяться для создания ювелирных изделий в технике скани: цинк, олово, хром, алюминий, чугун, сталь, медь, медные сплавы (бронза, томпак, полутомпак, латунь, мельхиор, нейзильбер), серебро, золото.

Скань представляет собой совокупность разнообразных приемов, технических и технологических особенностей. В зависимости от их комбинаций выделяют три основные вида скани:

  • напайная скань - узор из проволоки напаивают непосредственно на листовую металлическую основу (фоновая скань, просечная скань, рельефная скань по чеканке, напайная скань с эмалью);
  • ажурная скань - декоративные элементы из металлических нитей спаиваются между собой, но не прикрепляются к основе, получается своего рода металлическое кружево (плоская ажурная скань, рельефная ажурная скань, сложная ажурная скань);
  • объемная скань - объемные изделия, составные части которых изготавливаются техникой скани, а затем соединяются между собой в конечный предмет.

Тысячелетнее искусство

СканьВообще-то техника филиграни является одной из наиболее древних, известных ювелирному искусству, и достаточно широко применялась везде, где развитие этого искусства сопровождалось наличием значительного количества разнообразных металлов. На Руси ювелирные изделия в технике скани стали появляться в VII-VIII веках, в основном благодаря связям с Востоком и проходившим через русские земли торговым путям, связывавшим Восток, Византийскую империю и Северную Европу. Сами же русские мастера освоили технику, ими названную сканью, примерно в IX столетии, так что русская филигрань, скань, смело может именоваться искусством тысячелетия. Первые века ушли на то, чтобы постичь азы этой техники, самостоятельно понять основные технологические и творческие тонкости и хитрости. Но зато уже с XII-XIII столетий изготовленные русскими ювелирами изделия в технике скани ничем не уступали иностранным образцам.

Татаро-монгольское нашествие, особенно больно ударившее по городским центрам русских княжеств, едва не погубило русскую скань. Захватчики не только грабили уже накопленные в городах сокровища, они особенно тщательно разыскивали искусных ремесленников, которых угоняли в Орду в рабство. Разумеется, одними из первых угонялись мастера-ювелиры. Так скань едва не погибла. Однако были захвачены далеко не все города и не все мастера-сканщики, так что с XIV века техника скани постепенно возрождается в основных ремесленных центрах - в Новгороде, во Владимире, в набирающей силу Москве. С XV столетия особенно прославились московские мастера, изделия которых стали украшением сначала княжеских, затем великокняжеских, а потом и царских палат. Изделия в технике скань стали распространенным подарком иностранным послам и правителям в дипломатических отношениях. Другим важным заказчиком для ювелиров стала церковь, скань применялась для создания искуснейших и прекрасных предметов церковной утвари. Впрочем, не только столица славилась сканью - в XIX веке иностранные путешественники отмечали, что, в частности, на Русском Севере сложилась самобытная школа скани, которая своим изяществом и миниатюрностью выполняемых узоров была на уровне лучших мировых образцов филиграни.

Александр Бабицкий