Палехские шкатулки: волшебные ларчики

07 Августа 2011

Палехские шкатулкиШкатулки бывают разными: в Китае они изготавливались из дерева и покрывались шелком или драгоценными камнями, европейские шкатулки снабжались специальными выдвижными ящичками, в Африке небольшие ларчики делали из кожи или пальмовых листьев. А еще шкатулки могут быть сказочными - яркими, нарядными, украшенными затейливыми сюжетами и лаковыми рисунками. Именно такими праздничными были и остаются знаменитые на весь мир палехские шкатулки.

От иконописи - к сказочным сюжетам

Палехские шкатулкиПалех - небольшой поселок в Ивановской области, близ города Шуи. С давних пор здесь был развит иконописный промысел. Еще со времен татаро-монгольского ига, когда православные иконы сжигались, большую популярность получили местные «писанки» - маленькие иконки, которые легко можно было спрятать. По легенде, сюда бежали монахи-иконописцы из Владимира и Суздаля, именно они и начали создавать миниатюрные иконы.

Эти земли, окруженные лесами, из-за бездорожья посещались торговцами очень редко, поэтому в Палехе долго сохранялась самобытность, кустарные формы производства и старые иконописные традиции, не поставленные на поток - в отличие, например, от Холуя. В середине XVII веке слава о палехских мастерах дошла и до Москвы, их стали приглашать работать в столицу. Одни из самых известных творений - роспись Грановитой палаты в Кремле, Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря. Известен факт, что палехскими иконами заинтересовался Гете, который мечтал увидеть, как в темных избах, среди лесов и снегов, деревенские мужики пишут иконы, по своей одухотворенности и утонченности сравнимые с византийскими.

Новые сюжеты появляются в палехской росписи лишь в XX веке, после революции, когда иконопись была запрещена - творчество Пушкина, народные сказки, деревенский быт, революционные мотивы, пейзажи. Здесь была создана артель, которая занималась лаковой живописью на формах из папье-маше. Броши и портсигары, коробочки и записные книжки, ларцы и, конечно, знаменитые шкатулки - утонченные, изысканные изделия палехских мастеров стали известны во всем мире.

Настоящий Палех

Палехские шкатулки - это не просто коробочки из папье-маше, это особое видение мира, сказочное и фантастическое. Основные оттенки, используемые в росписи - сине-зеленые и коричнево-оранжевые. Кроме того, применяется особый светоотражающий материал и техника письма, позволяющая создать эффект объемного, трехмерного изображения. Расписываются шкатулки темперными красками на лаковом фоне - черном или красном. Тонкие детали, выразительный силуэт, множество золотых бликов, богатые орнаменты - основные черты палехской лаковой миниатюры.

Раньше краски для палехской живописи изготавливались самостоятельно. Для этого мастера собирали камни разных цветов, перетирали их в порошок, замешивали с квасом и яичным желтком. В настоящее время краски, конечно, стали химическими. Но вот кисти художники по-прежнему вяжут сами. Как сами делают из сусального золота краску, которая наносится на большинство палехских шкатулок. Знатоки утверждают, что настоящие изделия из Палеха можно отличить от поддельных именно по специфическому золотому блеску натертых до сияния деталей. Кроме того, на оригинальных шкатулках (в отличие от подделок) совсем не виден слой лака - он очень тонок, но необыкновенно прочен, а роспись накладывается уже на него.

Новая жизнь

Палехские шкатулкиВ настоящее время интерес к палехским изделиям не угасает, хотя особой популярностью они пользуются у коллекционеров и иностранцев. Наряду с традиционными сказочными, появились и новые сюжеты. Так, в конце 1990-х годов в Москве, на Старом Арбате, открылся магазин с красноречивым названием «Мир новых русских». На его прилавках можно было найти оригинальные сувениры, украшенные палехской росписью, но в «современном звучании» - изображающей, например, дорогие автомобили или сюжеты про «новых русских» в малиновых пиджаках. Владельцы магазина уверены, что подобные герои уже стали своеобразным фольклором, поэтому ничуть не хуже, чем, например, сказочный Иванушка-дурачок.

Как бы то ни было, палехский промысел продолжает жить, создавая самые разные образы и удивляя изысканностью, самобытностью, богатством сюжетов и красок, золотым блеском и тонкостью работы местных мастеров.

Дарья Цветкова