Японская акварельная живопись: неповторимое суми-э

11 Июня 2016

японская акварельная живописьВ Японии в старину среди образованных мужчин было очень популярно увлечение росписью черной тушью, эта форма изобразительного искусства стала одной из ранних ипостасей живописи в культуре Восточной Азии. Такая японская акварельная живопись предполагала использование кистей и туши в разных количествах, в зависимости от специфики изображения. Роспись черной тушью была рапрстранена в Китае, Корее и Японии, где данную технику называли шибокуга или суми-э.

Суми-э – стиль очень близкий к акварели, но его главной отличительной особенностью от всех других техник является использование исключительно черного и серого цветов. В суми-э очень важную роль играет игра тени, тональности и интенсивности цвета, а также плотность и глубина мазков, которая регулируется смесью туши с водой.

Искусство суми-э требует особого терпения, усидчивости и кропотливого труда, за несколько лет обучения ученик лишь постигает основы этой изобразительной техники, а гораздо большее время уходит на оттачивание навыка и поиск новых творческих решений и идей. Контроль толщины мазка, филигранная работа кистью – все это требует настоящего мастерства, так как настоящий мастер суми-э должен уметь в одном мазке заключить сразу несколько уровней насыщенности тона одного цвета.

alt

Немного из истории суми-э

История живописи суми-э насчитывает боле двух тысяч лет, корни идейной традиции этого жанра уходят глубоко в философию дзен-буддизма; именно буддийские монахи были одними из первых художников, практиковавших технику росписи черной тушью. Ежедневные многочасовые медитации прекрасно сочетались с занятиями искусством, которое также требовало ясности ума, простого набора инструментов и высокой концентрации.

японская живопись

Обучению суми-э в монастырях и храмах предшествовал особый курс медитаций, призванный пробудить творческие способности художника и максимально настроить его на процесс рисования. По достижении наивысшего созерцательного состояния ученики начинали готовиться к творческому процессу, готовили тушь, воду, кисти, а также шелк или рисовую бумагу в качестве холста.

Овладеть искусством вариации тона и насыщенности мазков можно было лишь при полной отдаче процессу творчества, а создание изображения в подобной технике требовало настоящего мастерства и кропотливой работы, более тонкой и трудной, нежели в работе с ярким цветом.

акварельная живопись

Суми-э в определенной степени стало отражением кодекса поведения самурая или Бушидо. Перед битвой самурай должен был полностью отрешиться от окружающего мира, успокоиться и сфокусироваться на внутреннем своем состоянии, все эти качества в обязательном порядке должен был взрастить в себе мастер суми-э, чтобы в его движениях не было страха, а лишь уверенность и легкость.

alt

Инструменты и материалы

В японской традиции суми-э предполагает монохромную живопись с использованием только черного цвета туши. Основная идея этого жанра заключается в постижении сути предмета, а не лишь его внешней формы, именно философскую суть предмета мастер пытается передать с помощью немногочисленных простых и точных движений кисти.

японская акварельакварель

В каждом мазке заключен особый смысл, его направление и тональность должны пробуждать эмоции зрителя, при этом смотрящий на живописное изображение человек должен видеть не только красоту картины, но и чувствовать особую гармонию окружающего пространства.

Для создания изображения в суми-э используются несмываемая тушь, поэтому рисунок крайне сложно подкорректировать или изменить в процессе создания. Здесь очень важна точность и легкость руки.

японское акварельное жискусство

Выбор кисти для суми-э играет исключительную роль. На кисть наносится тушь, а точнее комбинация нескольких оттенков, каждый из которых занимает свое место на поверхности кисти. Рисунок наносится штрихами, легко, на одном дыхании, без лишних деталей и элементов. Тушь должна обладать соответствующей консистенцией, искусство регулировать насыщенность и плотность туши приходит с годами, но у настоящего мастера помимо опыта обязательно присутствует талант и особая интуиция, которую ничем нельзя измерить и заменить.

Игра тени – одна из основных характеристик идеального мазка в суми-э. Талантливый мастер в одном штрихе способен удивительным образом варьировать тональность цвета от светлого к самому темного тону, при этом сохраняя чистоту цвета и твердость штриха.

материалы японской акварельной живописи

Для нанесения изображения в суми-э используется специальная рисовая бумага васи. Васи – это натуральный материал из волокон риса, бумажной шелковицы и других растений, характерных для флоры Японии. Васи представлена в разных типах впитываемости, отвечающих специфике штриха.

alt

Важность кисти

В суми-э используются кисти из высококачественных натуральных материалов. Ручка кисти изготовлена из бамбука, а щетина составлена из волос разных животных. В кистях используется щетина кролика, волка, лошади, оленей и барсуков. Каждый тип ворса по-разному реагирует на присутствие туши.

Кисть для суми-э выглядит очень просто, но на самом деле это очень тонкий и элегантный инструмент. Ядро кисти составляют более жесткие и толстые волоски, а их внешняя оболочка составлена из более тонких и мягких волосков.

кисть в японской акварельной живописи

Суми-э не предполагает карандашных набросков, все штрихи первичны и окончательны одновременно, рукой мастера руководит чувство и эмоция, и все это обязательно почувствует зритель, которому близок данный жанр японской живописи. Основная тематика суми-э – природа во всех ее проявлениях: цветы, животные, птицы. Внешне изображения суми-э достаточно лаконичны, но в них заключена особая философия, простота линий идеально отвечает идее дзен, где в емкой фразе может быть заключен смысл долгого духовного искания.