Морские пейзажи - что продается лучше всего

18 Марта 2010

морские пейзажиМоре - это стихия, которая волнует, манит и пугает людей одновременно. С одной стороны, мы тянемся к нему, мечтая покорить сумасшедшие просторы океанов, а с другой - восхищаемся нежностью и ласковостью соленой воды, подбираем самые мягкие слова, по-своему поклоняемся морю. Но оно равнодушно нам в ответ - топит наши корабли, разрушает здания и помогает жить целым странам. Все это во все времена пытались воспевать в своих картинах известные художники-маринисты.

морские пейзажиКаждая работа по-своему уникальна, каждая манит - одна своей непокорностью стихии, борьбой с волнами, застывшими на холсте, другая - нежной пасторалью утреннего утра или волшебной ночи, когда над гладью воды разливается лунный свет или огни застывшего корабля. Но что же интереснее в морских картинах? Что больше всего привлекает покупателя? Борьба стихий или утренняя свежесть моря, штормовые волны или легкие барашки от бриза? Какие картины покупаются лучше, за что не жалко отдать огромные деньги?

Если посмотреть самые дорогие работы, проданные на аукционах, то среди маринистов по количеству проданных картин первое место занимает Иван Айвазовский. Его самая известная работа «Девятый вал», написанная в 1850 году, была продана на аукционе «Сотбис» в 2005 за 1,704 млн. долларов, и в данный момент хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Немного дешевле обошлось покупателю «Кораблекрушение», написанное в 1873 году - всего за 1,7 млн. картина была продана также на «Сотбис» в 2005 году. А в 2006 году ушла с молотка «Сотбис» за 1,101 млн. работа «Уцелевшие» 1895 года. Все три картины показывают бурную стихию, также, как и «Американский торговый флот за Гибралтарской скалой» 1873 года, проданная в 2007 за 5,422 млн. долларов на аукционе «Кристис». Правда, в последней работе море уже гораздо спокойнее.

морские пейзажиСреди работ Айвазовского можно отметить только две со спокойным морем, которые были оценены достаточно высоко. Это произведение 1876 года «Варяги на Днепре», ушедшая с молотка в 2006 году за 3,3 млн. долларов. И «Рыбачья лодка и русский торговый бриг на якоре», написанная в 1871 году и проданная в 2005 за 1,6 млн. Впрочем, самые дорогие марины как раз отличаются своей пасторальностью: «Пляж в Трувиле» Клода Моне 1870 года ушел в 2000 с молотка «Сотбис» за 16, 5 млн. долларов, а «Lost on the Grand Banks» Гомера Винслоу 1885 года за 30 млн. в 1998 году.

Стоит заметить, как со временем меняются приоритеты: самые спокойные картины были проданы в последние годы XX века. И вот уже через пять лет возник спрос на морские пейзажи, вызывающие более яркие эмоции, желание бороться и побеждать, а не смиряться с морской стихией, принимая ее волнующую красоту. Следующие годы покажут дальнейшую тенденцию в развитии продаж, но уже сейчас можно ожидать всплеска интереса к ярким, живым и в чем-то агрессивным маринам - возможно, многим захочется увидеть в своих коллекциях работы, отражающие морские катаклизмы, цунами, ураганы.

Впрочем, начинают пользоваться спросом и картины, где человек побеждает стихию. Так, многие заинтересовались работами еще совсем молодых маринистов, отражающими подчинение морской стихии человеку. Какими бы не были высокими волны, мощные корабли на картине компенсируют их, давая человеку возможность почувствовать свою силу. Это не маленькая щепка с погибающими в океане, на которых накатывается смертельный девятый вал - это огромные массивные военные или грузовые корабли, бороздящие водные просторы, рассекающие ледяное безмолвие северных океанов.

Те маринисты, что смогли поймать эту волну, подчеркивающую внутреннюю силу человека, в последнее время начали довольно быстро подниматься благодаря своим картинам. Например, стоит отметить питерского художника Дмитриева Василия, работы которого находятся в частных собраниях Германии, Франции, США, Китая, Новой Зеландии, в том числе в частной коллекции Принца Саксонии - Михаэля. На нескольких персональных выставках, прошедших в различных странах, можно было увидеть спокойное, уже практически подчиненное море и сильные мощные корабли, подчеркивающие возможности человека. Вероятно, именно за этим направление будущее в современных морских пейзажах.

Болотова Лёля