История делового этикета: уважение всегда в цене - Визитные карточки

29 Июня 2016

история визитных карточек

История визитных карточек

В современном мире визитная карточка воспринимается лишь как один из способов донести противоположной стороне личную информацию. На обратной стороне визиток можно черкнуть дополнительный номер телефона или сделать другую пометку и в большинстве случаев вы не воспринимаете этот небольшой кусочек картона как исключительно важный предмет с неким ритуальным и культурным значением.

Так, по крайней мере, обстоят дела в европейских странах и в США, но, например, в азиатском регионе визитная карточка считается неким продолжением делового имиджа и личности в целом и потому требует уважительного и внимательного к ней отношения. Обмен визитными карточками в Азии – это особый ритуал, и нарушение протокола в подобных случаях может быть воспринято как личное и профессиональное оскорбление.

alt

Как это начиналось

визитные карточкиСогласно некоторым источникам, первые визитные карточки появились в Китае примерно в 15 веке. Уже в 17 веке визитки были широко распространены в Европе, тогда такую карточку посылали с лакеем в качестве уведомления о предстоящем визите. Тогда это не была визитка с деловой точки зрения, но, по сути, она достаточно полно отражала информацию о ее владельце, там было указано его имя, перечислены титулы и упоминалась другая информация, имевшая какое-либо значение в той или иной ситуации.

В старину визитные карточки были размером с игральную карту и использовались как способ передачи сообщений и небольших записок, но во время правления французского короля Людовика XIV визитная карточка превратилась в обязательный атрибут этикета высших сословий, причем к оформлению и передаче такой карточки предъявлялись определенные требования.

alt

Прообраз современной визитки

история визитокРост среднего класса во время промышленной революции привел к некоторому упрощению церемоний и формальностей, в США и Европе, как грибы после дождя, появлялись частные компании, велась торговля и обмен другими услугами. Что в свою очередь сопровождалось постоянной необходимостью обмена контактными данными между владельцами компаний, их сотрудниками, партнерами, клиентами и так далее. Примерно в это время появился прообраз современной визитки - простая карточка из плотного картона с основными данными утилитарного характера о человеке или компании.

Такими карточками бизнесмены обменивались во время промышленных и торговых выставок, но аристократы, недолюбливающие купцов, воспринимали такие визитки с легким презрением. Между визитками, которые использовались в деловом общении, и карточками персонального характера все еще существовало строгое разграничение. Грубым нарушением этикета считалась передача бизнес-карточки в преддверии частного визита. Такой шаг мог быть расценен как визит с целью сбора денег или выполнения какого-либо другого общественного поручения.

Справедливости ради стоит сказать, что подобным формальностям в Новом свете уделялось гораздо меньше внимания, чем в аристократической Европе. В начале прошлого века бизнес-визитка была достаточно распространенным явлением и широко использовалась сотрудниками самых разных сфер.

alt

Современная визитка

современная визиткаК современной визитке деловой этикет предъявляет достаточно простые и четкие требования: на карточке должны быть указаны имя и фамилия человека, его должность, название компании, сотрудником которой он или она является, а также соответствующая действительности контактная информация (адрес, номер телефона, факса, адрес электронной почты).

Как правило, на визитке также присутствует логотип компании (герб) и девиз или слоган, если таковой имеется. В некоторых случаях на визитке указываются академические заслуги ее владельца, а также годы основания компании, особенно, если фирма может похвастаться богатой историей. Традиционно текст на визитке отпечатывается в черном цвете на светлом фоне.

Несмотря на то, что многие формальности, связанные с визитными карточками, потеряли свою актуальность, этот небольшой кусочек картона в деловом общении играет очень важную роль. Визитка – это один из достаточно красноречивых способов представиться и произвести приятное впечатление на коллег и партнеров.