Извинения: как это сделать красиво?

29 Июля 2010

извиненияУ французов есть философская пословица: «Если женщина не права, перед ней нужно извиниться». Всем нам свойственно ошибаться и делать неразумные поступки. Принести свои извинения за промахи и обиды тоже нужно уметь. Извини меня... Два простых слова, открывающих любую дверь. Удел сильных - признавать свои ошибки и красиво их исправить. Иногда так сложно сказать «извини»...

С чего начать?

Как часто нам не хватает времени закончить начатые дела, как часто в суете мы даже не замечаем, что кого-то больно ранили словом или действием. Каждый из нас нуждается в признании, понимании, уважении и заботе. Лучше всего никогда и никого не обижать, однако в реальной жизни трудно это сделать. Порой и цели такой не ставил, а человек обиделся. «Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся»,- писал классик много десятилетий назад. Современно и актуально его высказывание. С чего же начать свои извинения? С осознания того, что кому-то мы сделали больно.

Принесение извинений - часть общей культуры взаимоотношений. Можно извиниться не только за проступок, уже совершенный или только «планируемый». Часто приносят извинения авансом, за беспокойство. Многие люди считают, что принесение извинений - признание своей вины. Гордость, гордыня не позволяют им унижаться. Однако извинения - не унижение и не всегда виноватый извиняется. Зачастую это форма обращения к незнакомому человеку. «Извините, вы могли бы мне помочь?»

Если же человек действительно кого-то оскорбил или обидел - извиниться нужно непременно. Это поможет сгладить неприятную ситуацию и сохранить отношения. Начать нужно с понимания глубины нанесенной обиды. Есть простой психологический прием: достаточно поставить себя на место этого человека и пропустить слова или действие через себя.

Правила принесения извинений

Корректно и грамотно сказать «извините меня», «приношу свои извинения». Простонародное «извиняюсь» допустимо только в разговорной речи. Прежде чем напрямую попросить прощения, нужно психологически «подготовить почву»: послать по электронной почте или с помощью смс-сообщений свои извинения в легкой форме. Подкрепить их при личной встрече и поставить точку на досадном инциденте будет гораздо легче.

Если человек не раскаялся и не считает себя виноватым, извинения могут носить формальный, неискренний характер и легко «прочитается» визави. Это не разрядит,  только усугубит ситуацию. Без признания собственной вины приносить извинения не стоит. При принесении извинений лучше всего занять открытую позу, не скрещивая рук и ног, смотреть прямо в глаза собеседнику. Этим извиняющийся показывает чистоту своих намерений и ведет себя конгруэнтно, то есть логически, соответственно сложившейся ситуации.

Приносить извинения лучше с глазу на глаз. Если же необходимо принести публичные извинения, после предварительных интимных извинений, сделать это будет гораздо проще и чем быстрее, тем лучше. Со временем отношения могут так и остаться неразрешенными, так и повиснет недомолвка и раскол.

Лучше всего скрасить момент извинения каким-то небольшим, но приятным подарком - букетом, приглашением в кафе, в театр. Человек, принявший такое приглашение, внутренне готов простить. Важно не просто сказать «извини», но лучше всё же признать свою ошибку, не повторяя снова тот же самый разговор, результатом которого послужила обида. При этом ни оправдываться, ни превращать извинения в длинный спектакль не принято. Корректно, искренне и позитивно нужно принести слова раскаяния.

Если же человек не готов пока к прощению, не нужно его уговаривать. Быть может, душевная рана у него еще свежа. Нужно взять тайм-аут и попробовать сделать еще один «заход» чуть позже.

Самое главное в принесении извинений - у отношений должно быть будущее. Именно поэтому нужно сделать выводы и предложить какой-то серьезный выход из ситуации, при этом ничего невозможного и неисполнимого лучше не обещать.

Это любопытно

В Украине не так давно в центре психологии и развития была организована служба извинений. Представители компании взяли на себя посредническую функцию связующего звена между людьми. Психологи компании, сохраняя зону комфорта своих клиентов, помогают разрешать конфликтные ситуации, упрощают взаимоотношения и корректируют общение, принимая во внимание интересы обеих сторон.

Вариантов передачи извинений заказчиков несколько: психологи сначала консультируют клиента, составляют текст извинений, сценарий, передают его по телефону, в письменном виде или же предлагают самому клиенту принести извинения. Эта служба приходит на помощь тем людям, которым самим трудно сказать «прости» или же тем, кто хочет принести свои извинения эффектно и красиво. В службу обращаются люди занятые, те, кто стесняется или просто не умеет сказать, извиниться, спросить...

Если вам есть перед кем извиниться, сделать это нужно незамедлительно! Для обидчика гораздо больше, чем для обиженного...

Жанна Пятирикова