Как избежать импульсивных покупок?

03 Октября 2010

избежать импульсивных покупокСобравшись в магазин за хлебом, обычно человек редко приносит лишь ароматный батон или свежевыпеченную сайку. Маркетологи всего мира изобретают все более современные методы влияния на выбор потребителя. В ход идут психологические способы «честного отъёма» денег у населения: покупатель сам оставляет свои кровные в магазине, совершая незапланированные траты. Как избежать импульсивных покупок?

Импульсивные покупки - кто кого?

Если человек владеет большим количеством денег и редко задумывается, как их заработать, в импульсивных покупках нет никакого вреда. Более того, расслабленный шопинг психологи рекомендуют как средство от депрессий. Однако всем тем, кому приходится точно рассчитывать свой бюджет, лишние траты ни к чему.

Расположение товара в торговом зале магазина подчиняется своим строгим законам, основанным на психологии потребителя. В любом супермаркете зал поделен на три основные части. В самом начале, перед кассами - зона дорогих товаров, здесь обычно делают выбор занятые люди, которым некогда долго бродить по торговым секциям, сравнивая цены на идентичную продукцию. Середина торгового зала - зона, где чаще всего «живут» товары среднего ценового сегмента. Здесь делается основная часть покупок, именно поэтому товары на стеллажах расположены довольно хитро: самые дорогие бренды обосновываются на уровне глаз, на так называемой «золотой полке», выше и ниже - более дешевые аналоги.

Третья часть зала - самая дальняя, зона всего необходимого и дешевого. Здесь размещаются товары повседневного спроса: молоко, хлеб, колбаса. Покупатель, планирующий ежедневную покупку этих товаров, непременно пройдет через весь зал, при этом по пути положит в корзинку какой-то попутный продукт - товар импульсивного спроса. Зона кассы - самая опасная для тех, кто старается избежать лишних трат: именно в этой зоне располагаются, на первый взгляд, недорогие, мелкоштучные товары, которые «больно бьют» по карману. Количество импульсивных покупок в небольших магазинах может составлять до пятидесяти процентов от оборота.

Самый распространенный источник импульсивных покупок - акции и распродажи. «Купи два по цене одного», «Сегодня - последний день распродажи» и тому подобные агрессивные рекламные призывы способны взломать психику самого выдержанного покупателя. Довольно трудно противостоять соблазну манящей выгоды, которая при ближайшем рассмотрении становится дополнительной тратой и очередным разочарованием ненужности.

Приемы, позволяющие избежать лишних трат

Зная уловки продавцов, нетрудно избежать импульсивных покупок. Следующие советы помогут в этом трудном деле преодоления соблазна.

  • В продовольственный магазин и на продуктовый рынок следует ходить за покупками только на сытый желудок.
  • Выбирая товар известной марки, важно сделать сравнение по цене и качеству с подобным продуктом, расположенным ниже или выше «золотой полки». Как правило, цена на такой товар намного демократичней, качество - на уровне привычного образца.
  • В любой магазин нужно ходить с подробным списком необходимых товаров, составленным заранее. При этом важно стараться не отвлекаться на другие предложения.
  • Если в списке совсем немного пунктов, лучше взять не тележку, а корзинку. Как только рука устанет носить тяжелый груз, выбор автоматически закончится.
  • При регулярных покупках лучше всего брать в магазин небольшую сумму на запланированные траты.
  • Зная законы зонирования торгового зала, нужно всегда делать выбор в третьей части магазина, где выложены бюджетные товары.
  • Если выработать в себе привычку заранее просчитывать суммы трат на неделю, нетрудно стать бережливым человеком и противостоять секретным методам маркетологов. Составляя еженедельное меню в субботу, учитывая транспортные, коммуникационные расходы, затраты на бытовую химию и тому подобное, можно научиться планировать свой бюджет и легко собрать крупную сумму на серьезную покупку.

Альтернативные способы

Принцип тридцати дней. Если покупка давно желанна, но цена её высока и составляет более половины месячного бюджета, можно попробовать проверить её экологичность. Для этого стоит записать название товара, его артикул и цену, рядом - список причин, почему этот товар так необходим. Вторая часть эксперимента более трудная - нужно в течение тридцати дней бороться с желанием немедленного приобретения этого товара. По истечении этого срока третий этап способа расставит всё по местам: нужно сделать анализ, внимательно прочитав перечень причин месячной давности. Как правило, трезвость наступает довольно часто и необходимость в приобретении очередной безделушки отпадает сама собой. Если же в список причин добавилось еще несколько - эта вещь действительно нужна, пора отправляться за покупкой.

Говорящая наклейка. На самоклеющейся ленте нужно написать всего несколько слов: «Тебе точно это нужно?» и приклеить самодельный стикер на внутреннюю часть кошелька. Каждый раз, подходя к кассе и отрывая свой домик для денег, эта наклейка будет служить предостережением от импульсивных покупок, переключать внимание.

Деньги=время. Это способ более философский, чем рациональный: нужно при взгляде на ценник быстро пересчитать сумму лишней траты на количество своих рабочих дней. То время, которое человек тратит на работу, и есть его жизнь, по каплям уходящая в вечность. Стоит ли очередная шмотка части бесценной жизни? Быть может, эти деньги важнее вложить в собственные инвестиции в виде обучения, отдыха, здоровья?

Жанна Пятирикова