Эдуард Мане: революционер поневоле

04 Августа 2011

edouard-manet_thumbs.jpg22 июня 2010 года картина Эдуарда Мане «Автопортрет с палитрой», написанная в 1879 году, была продана на лондонском аукционе Sotheby's за двадцать четыре с половиной миллиона фунтов стерлингов. Эта сумма стала абсолютным рекордом стоимости работ художника, которые когда-либо продавались на аукционах. Эдуард Мане - человек, который, сам того не желая, совершил переворот в живописи, не понятый при жизни, но высоко оцененный после смерти.

Становление

Родился Эдуард (Эдуар) Мане в Париже в 1832 году, в довольно респектабельной семье чиновника министерства юстиции и дочери дипломата. Первоначально юноша пытался поступить в морское училище, но провалил экзамены и отправился на торговом судне в качестве юнги в Бразилию. Это путешествие, как и многие последующие, оказало сильное влияние на творчество и манеру письма художника: богатство красок, красота и уникальность каждого момента жизни в его неповторимости, изменчивости, скоротечности нашли отражение в его будущих полотнах.

Вернувшись из Рио-де-Жанейро, Мане начинает учиться живописи у Кутюра, картины которого в то время были очень известны. Однако работа в мастерской и обучение классическим традициям наскучили молодому художнику, который стремился выразить свое видение мира в иной манере - в движении, правдиво и без прикрас. Сильное влияние на его мировосприятие оказали полотна великих художников прошлого, особенно Веласкеса и Гойи. Получив наследство от отца, а вместе с тем и финансовую свободу, Мане начал писать так, как ему хочется, невзирая на общепринятые традиции и каноны.

Зарождение импрессионизма

Эдуард МанеБольшая часть жизни Эдуарда Мане - это конфликт не только с обществом, но и с самим собой. Ничем не примечательный человек, денди, который мечтал о славе и официальных почестях, благополучии и респектабельности, он никогда не стремился становиться родоначальником нового направления в живописи и тем более - не хотел потрясти устои и опрокинуть привычные каноны. Целью его был успех на Парижском Салоне, одной из самых престижных выставок Франции. Но и писать так, как требовали традиции, он не мог.

Именно для Салона Мане пишет самые знаковые свои картины. Первая из них - «Любитель абсента», реалистичный портрет потрепанного жизнью и алкоголем мужчины, стиль написания которого отличался от всего, что видела парижская публика. Неточное соблюдение перспективы, отсутствие дальних планов и полутонов, неверное положение тени - все эти детали помогали воссоздать образ человеческого падения. Однако Салоном работа принята не была - критики говорили, что она вульгарная, пошлая и не достойна быть выставленной на всеобщее обозрение.

Еще одна картина, которую Мане также готовил для Салона - «Музыка в саду Тюильри». Искусствоведы утверждают, что именно с нее началось кардинальное изменение основ живописи. В картине художник попытался кистью передать музыку, звучащую в саду. Этот эффект достигается при помощи мерцания красок, создающих ощущение легкого дрожания воздуха; цветовых пятен; отказа от тщательного прописывания деталей. Изображение течения жизни в конкретный момент, разрушение замкнутости и законченности живописи, отражение процесса перевоплощения одного момента в другой - подобную манеру письма использовали позже импрессионисты, последовавшие по стопам Мане.

Академические каноны, предписывающие изображать обнаженную натуру только в мифологических образах, нарушает Мане в последующих картинах - «Завтрак на траве» и «Олимпия», считающихся вершиной творчества художника. «Олимпия», написанная под влиянием Тициана, Веласкеса, стала причиной одного из самых громких скандалов в искусстве XX века. Провокацией был назван и сам сюжет (полулежащая обнаженная женщина), и манера письма - без проработки нюансов, контраста оттенков, отсутствия объемности. Картина была вывешена в Салоне и привлекала к себе толпы посетителей - но они собирались лишь для того, чтобы посмеяться над полотном или плюнуть.

Батиньольская группа

Травля Мане заставляет его бежать в Испанию, и по возвращении он сближается с группой молодых художников, среди которых – Писсаро, Дега, Моне, Ренуар (ставшие, как известно, основными представителями французского импрессионизма). Они встречались в кафе на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, за что и получили прозвище «батиньольцев». Члены группы считали Мане признанным авторитетом, а его манеру письма - новым словом и настоящим переворотом в живописи.

При жизни Эдуарда Мане часто называли «якобинцем», бросившим вызов хорошему вкусу. Но он ни в коем случае не был революционером и не считал себя таковым. Он лишь стремился сделать живопись более понятной, живой, далекой от академизма - и тем самым невольно стал основателем нового направления во французском и мировом искусстве.

Дарья Цветкова