Эмаль: богатство красок на металле

06 Ноября 2011

ЭмальЗнаменитые ювелирные пасхальные сувениры - яйца, выпускаемые фирмой Карла Фаберже в России на рубеже XIX и XX веков - отличаются не только очень высокой ценой, но и уникальностью, ведь каждое из них неповторимо. Однако более семидесяти известных в настоящее время яиц объединяет то, что их драгоценную поверхность украшает роскошная эмаль - тончайшее покрытие, поражающее яркостью цвета и богатством оттенков. Искусство эмали довольно древнее, но оно не утратило актуальности за многовековую историю своего существования.

Эмалевые техники

Эмаль - это стекловидное, очень тонкое, но твердое покрытие основы (как правило, металлической), которое наносится с помощью высокотемпературной обработки. Однако за этим термином и довольно скупым определением таится несколько разновидностей эмали, каждая из которых самобытна и уникальна.

ЭмальВ XVII веке прототипами российских орденов, наградными знаками для государственных людей служили миниатюрные портреты Петра I, выполненные в технике финифти - эмалевой живописи. Пластина меди или серебра покрывалась белой эмалью, на которой прописывался контур изображения. После этого она подвергалась обжигу, а затем расписывалась красками.

Одна из самых сложных разновидностей эмали - перегородчатая, для создания которой необходима металлическая пластина с выгравированным на ней (или прорезанным насквозь) изображением. По этому контуру напаиваются тонкие полоски из металла, а образовавшиеся между ними ячейки заполняются эмалевыми красками. В итоге получается удивительная картинка - объемная, сияющая, притягивающая своей глубиной. Некоторые перегородчатые эмали выполнялись в технике скани (филиграни) - ячейки, заполняемые эмалевыми красками, создавались при помощи напаянной на пластину перевитой золотой, медной или серебряной проволоки. Такие изделия не полируют, чтобы сохранить уникальный рисунок, который образует скань, напоминающая благородный жемчуг.

Древнейшей техникой является и выемчатая эмаль: вырезанные углубления заполняются эмалевыми красками, поэтому рисунок как бы уходит в толщу пластины, приобретая оттенки тайны и загадки. Разновидность выемчатой эмали - нанесение краски на выгравированный рисунок, в результате чего металлический фон слегка просвечивает под красками. Если же гравировка выполняется с помощью специального станка, а не вручную, то такой вид эмали называют гильошированной. Наконец, еще одна техника, применяемая мастерами, - эмаль по рельефу, когда краски повторяют созданное заранее рельефное изображение, подчеркивая его контуры и глубину.

Лиможская эмаль

ЭмальВ собрании Эрмитажа хранится сто пятьдесят предметов, выполненных в XV веке мастерами маленького французского городка Лимож, который славился своими эмалями. Когда-то он был одним из центров религиозной жизни Франции - через Лимож проходило сразу несколько паломнических маршрутов к святым мощам. Поэтому эмальерное производство, возникшее здесь в XII веке, изначально было призвано удовлетворить спрос на церковную утварь.

В лиможских эмалях медная пластинка, служившая основой изделий, полностью покрывалась позолотой, которая затем обогащалась яркой игрой разноцветных красок и тем самым по своему свету, сиянию и глубине превосходила даже самоцветы. В настоящее время в лиможском музее для демонстрации эмалей того периода смонтировано специальное освещение, благодаря чему они сверкают, как настоящие сокровища. Основная часть изделий, изготовленных лиможскими мастерами, имела церковное предназначение - это реликварии для мощей святых, подсвечники, посохи епископов, переплеты для книг, кресты.

К XVI веку сформировалась новая школа лиможской эмали, которая отличалась светским характером изделий - это столовые сосуды, шкатулки, портреты, выполненные в технике монохромной живописи (гризайли), слегка оттененной легким цветным или золотистым фоном. С начала XVII века в Лиможе на смену меди как основы для создания эмалей пришло золото, промысел перешел в руки ювелиров, а затем и вовсе прекратил свое существование, не выдержав конкуренции с фарфором и фаянсом.

Русская финифть

В России, наряду с изделиями Фаберже, наибольшее развитие получили эмалевые художественные миниатюры - финифть, которая всегда считалась элитарным видом искусства, поскольку требовала от художника высочайшего мастерства. Основа финифти - медная пластинка, на которую наносится эмаль. Затем она обжигается, а поверхность несколько раз расписывается надглазурными красками, после чего снова подвергается многократному обжигу. Такая сложная многоуровневая обработка обеспечивает сохранение на долгие годы яркости и свежести красок. Довольно часто финифть обрамляется сканью, которая придает изделиям сходство с уникальным кружевом.

В XVIII веке центром русской финифти стал Ростов Великий (в настоящее время - Ярославская область). Здесь, при Яковлевском монастыре, была организована мастерская, выполнявшая церковные заказы - изготавливались крестики, иконы, образы, предметы для оформления интерьеров. Позже художники начали выпускать и украшения - серьги, колье, броши, а также декоративные шкатулки и пудреницы.

В настоящее время искусство ростовской финифти возрождается, причем местное производство - единственное в России, поддерживающее традиции русской эмали с ее богатством красок, изысканностью, но в то же время простотой рисунков, теплотой и одухотворенностью.

Дарья Цветкова