Японская монохромная живопись: черно-белое суми-э

17 Июля 2016

японская монохромная живописьЯпонская живопись – яркое и самобытное проявление оригинальной японской культуры. Несмотря на достаточно сильное влияние китайской художественной традиции, японским художникам удалось создать свой собственный стиль. Японская монохромная живопись - изящная и интересная.

alt

Истоки искусства

Японская монохромная живопись изначально была завезена в Японию буддистскими монахами и очень много впитала в себя из философии и тематики дзен-буддизма, религии, которая традиционно ассоциируется с Китаем и Индией, но в Японии обрела настоящую родину.

японская живопись

Монохромная техника рисования тушью появилась в Китае во время правления династии Сун (960–1274), и в Японию попала в 14 веке стараниями монахов-буддистов. Вначале японские художники практически полностью копировали тематику китайской школы, но при этом японский стиль суми-э также был представлен оригинальными портретами и изображениями фигур людей.

Монохромный стиль живописи суми-э достиг своего расцвета в период Муромачи (1338–1573). В это время творили такие мастера японской живописи как Тое Сэссю, чьи пейзажи тушью отличаются особым японским колоритом, и Сессон Шукей, работавший на северо-востоке Японии.

alt

Характеристики стиля

Суми-э – тип монохромной живописи, похожей на акварель, так как помимо туши в создании изображения также используется вода. Отличие живописи суми-э от других изобразительных техник заключатся в том, что в ней основным является черный цвет, который органично дополняет гамма серых оттенков туши, разбавленной водой. Помимо художественной техники в суми-э очень важен глубокий философский смысл.

характеристики японской монохромной живописи

Суми-э – очень чистая живопись, чистая в том смысле, что монохромная техника очень тонко и точно передает суть изображения, расставляя акценты на философской сути предмета, а не на его внешней оболочке. Именно эта концепция лежит в основе философии дзен-буддизма. Несмотря на то, что популярность стиля суми-э сохранялась вплоть до эпохи Токугавы (1603–1867), в какой-то момент это направление японской живописи утратило свою спонтанность и оригинальность и превратилось в достаточно формальный и скучный стиль.

alt

Мастера суми-э

Дзесэцу считается одним из выдающихся мастеров стиля суми-э раннего периода, расцвет творческой карьеры Дзесэцу пришелся на период Муромачи. Несмотря на то, что о жизни этого человека известно совсем немного, известно, что Дзесэцу был близок к сегунату Ашикага и считается основателем «академии», которая стала местом, где работали многие художники раннего периода, творившие в стиле монохромной живописи.

суми-эмастера суми-э

Японская монохромная живопись тушью, в особенности работы монахов дзен-буддистов, отличаются определенным набором сюжетов и тем, которые можно найти в работах самых разных мастеров. Однако это совсем не означает, что творения японских мастеров были лишены оригинальности и креативности.

alt

Тематика живописи

Наиболее распространенным сюжетом суми- э был пейзаж. Изображение природы достаточно типично для азиатского изобразительного искусства, но рисуя пейзажи, японские мастера вкладывали в свои работы поистине трепетное отношение к природе, к ее красоте и силе, и этим японские и китайские пейзажи разительно отличаются от пейзажей западной художественной школы.

тематика японской живописи

Пейзажи использовались в росписи раздвижных ширм, переносных перегородок и скользящих дверей. Нередко один и тот же пейзаж повторялся в разные времена года или был изображен с разных ракурсов. Помимо флоры японские мастера нередко включали в свои работы изображения животных, рыб. Популярным мотивом был бамбук и сакура.

alt

Процесс создания изображения

Техника суми-э требует от художника чистоты сознания и особой концентрации. Перед началом работы мастер тщательно готовит все принадлежности. Для рисования используются кисти из натурального ворса и особая рисовая бумага.

создание изображения в японской живописи

Для того чтобы изображение получилось по-настоящему интересным и правдивым, художник перед тем, как сделать первый мазок, должен посвятить какое-то время размышлению над предметом, который он хотел бы изобразить. Художник начинает рисовать в момент наивысшей концентрации, передавая через спонтанность движений образ, которым заполнено его сознание.