Тренинги: ново, модно. Эффективно?

12 Декабря 2007

тренинги Недавно один мой знакомый прошел какой-то тренинг, для чего уезжал на три дня за город, в какой-то старый пионерский лагерь. Вернулся просветленным: разошелся с женой, бросил работу, назанимал денег и подался в бизнес-консультанты. Успеха пока не имеет, но в свое великое будущее верит.

А моя соседка после активного, опять-таки, тренинга поверила в себя, открыла собственный бизнес и сейчас весьма довольна собой.

Итак, тренинги - что это такое?

Изначально, тренинги организовывались руководителями предприятий для повышения мотивации и квалификации персонала. Позже для проведения тренингов стали приглашать специалистов - психологов, отраслевиков, лучших в своем деле и т.п. После того, как тренинги пришли на просторы некогда одной пятой суши они немножко видоизменились. Теперь вас будут учить личностному росту, деловой эффективности, креативности, успешности, «пробиваемости» - всему, за что вы готовы платить деньги. Вам скажут, что эти тренинги суперпопулярны за границей. Да, это так, популярны. Но там на тренингах обмениваются опытом, решают небольшие, локальные, задачи. Любой профессионал понимает, что решить глубокие личностные проблемы, преодолеть комплексы или выучить то, на что не хватило годов университетского образования - невозможно. Поэтому каждый тренер, который обещает решить все ваши проблемы за три дня - врет.

Сам термин «тренинг» обозначает интенсивное, я бы сказала, ожесточенное изучение какой-то узкой проблемы в стрессовых (удаленность от дома, совместное проживание с сослуживцами, принцип соревнования) условиях.

Какими они бывают? Всякими. Вас могут учить жарить картошку, верить в себя и стать воротилой нефтедобычи. Очень условно тренинги можно разделить на:

- психологические
- профессиональные
- творческие
- развлекательные

Все остальные предлагаемые вам мероприятия - блеф.

Как они проходят? Чаще всего - два-три дня, опять же - на выходных. Некоторые длинные тренинги разбиваются на части, на каждую из которых отводится по два-четыре дня. Продолжительность одного учебного дня, как правило, 8-10 часов. Оптимальное количество участников группы составляет 10-12 человек, но такое количество редко набирается. Перед началом занятий тренер определяет представления, цели и ожидания участников от предстоящего тренинга. Затем тренер дает упражнения на «разогрев», которые должны помочь участникам тренинга отвлечься от повседневных забот, настроиться на занятия и активно включиться в работу. Основная часть тренинга представляет собой разбор теоретического материала, который закрепляется ролевыми играми или индивидуальными упражнениями. Иногда для усиления результативн»сти того или иного упражнения его снимают на видеокамеру, а позднее участники вместе просматривают полученный материал, обсуждают его, определяя плюсы и минусы своей подготовки. В конце следуют комплексные задания, позволяющие проверить, насколько хорошо люди усвоили информацию. Это своеобразный выпускной экзамен.

Кому они нужны? Объективно: прежде всего, людям, которые в себе не уверены. Людям, которые не могут принять решение самостоятельно и людям, у которых нет способностей обучаться индивидуально и самостоятельно, по книгам и пособиям, и контролировать свое обучение. Опять-таки, самостоятельно. Так же они вполне могут пригодиться в команде, которая только собралась и не успела еще перезнакомиться. Но тогда лучше съездить на корпоративный пикник.

Субъективно: вам расскажут, что «тренинг позволит расширить границы возможности общения и понимания с другими людьми, изменить отношение к своим проблемам, обрести уверенность в принятии решений, осознать свой негативный опыт». Что «тренинг необходим каждому руководителю, который хочет повысить эффективность команды» и еще много-много других положительных и правильных вещей.

Стоить помнить, что самыми успешными (я имею в виду прибыль) тренерами становятся бывшие работники рекламного фронта - руководители рекламных агентств, маркетологи, пиарщики ... Те, кто умеет говорить лозунгами, завлекать фразами и манипулировать сознанием. Немножко профессию сменили и все.

Выводы:

1. Тренинги нужны. Но не всем и не всегда.

2. Выбрать тренинг трудно. Еще труднее попасть на действительно квалифицированное его проведение.

3. Лучше проходить тренинг всей командой и на них не стоит экономить. Но еще лучше потратить эти же деньги на экономическое стимулирование персонала. Проще говоря, лучше сотрудникам выписать внеочередную премию - тогда и работаться будет веселей.

4. Результат тренинга предсказать невозможно. Если вы попросите какие-либо исследования и выкладки у руководителей тренингового центра - вам сначала заморочат голову, потом предоставят бумажки, в которых не будет ни смысла, ни логики.

Наталья Руденко