Дистанционное обучение: знания на расстоянии

03 Апреля 2012

дистанционное обучениеБолее пятидесяти процентов образовательных услуг в США предоставляется через интернет. Кроме того, все очные студенты вузов Америки имеют право дополнительно бесплатно изучить любой выбранный курс с помощью интернет-технологий. В большинстве стран СНГ дистанционное обучение еще не достигло такого уровня развития, однако оно завоевывает все больше поклонников среди людей всех возрастов.

Немного истории

Дистанционный метод впервые появился еще в 1840 году, когда англичанин Исаак Питман, изобретатель стенографии, начал обучать этой технологии письма студентов с помощью почтовых рассылок. Попытки организации подобной системы образования предпринимались и в США - например, Анной Тикнор была разработана методика обучения женщин «по почте». А во Франции в 1939 году был открыт Центр дистанционного обучения детей, который в настоящее время является крупнейшим образовательным учреждением такого типа в Европе.

Второй этап развития новой методики тесно связан с усовершенствованием радио- и телесистем, с помощью которых организовывались различные курсы, семинары и конференции. Одновременно с этим в первом Открытом университете Великобритании, получившем право после обучения «на расстоянии» присваивать ученые степени и выдавать студентам дипломы, был разработан комплексный подход к подобному образованию, включающий в себя также очные консультации и переписку с преподавателями, краткосрочные курсы, использование учебных и методических пособий.

Наконец, наибольшего совершенства дистанционное образование достигло с внедрением в науку и повседневную жизнь информационных и мультимедийных технологий, которые открыли новые возможности двусторонней связи (интернета, электронной почты, скайпа и других).

Формы обучения

Дистанционное образование осуществляется в нескольких формах. Так, по системе экстерната учатся студенты или школьники, которые с силу каких-либо причин не могут посещать учебные заведения, при этом получаемые знания ориентированы на стандартные экзаменационные требования.

Обучение может проходить также на базе одного или нескольких университетов. В первом случае оно рассчитано на получение, как правило, дипломов этого ВУЗа, во втором - на возможность учиться в разных учебных заведениях (например, по отдельным курсам или ведущим дисциплинам) и приобретать таким образом наиболее полные знания.

Существуют также образовательные заведения, созданные исключительно для дистанционного обучения. Самое крупное из них - уже упомянутый лондонский Открытый университет. Кроме того, большое распространение получили отдельные узкоспециализированные курсы, которые позволяют получить знания в конкретной области.

В настоящее время появляются и новые модели обучения. Например, в 2010 году начал работу портал, предлагающий пользователям Интернета дополнительное образование по бартеру - каждый участник проекта может как делиться информацией, так и узнавать ее от других членов сообщества, которые имеют определенные рейтинг, начисляемый в зависимости от качества оказанной консультации.

Удаленные технологии

При организации дистанционного обучения используются разные технологии, среди которых самой распространенной, удобной и общедоступной является, несомненно, интернет. Довольно часто, особенно в европейских странах, применяется технология телевизионно-спутниковой связи, которая основана на возможностях интерактивного телевидения.

Однако качественным и эффективным можно назвать лишь то образование, которое представляет собой не просто информацию для студентов, а систему методических материалов (в их числе - диски, слайды, печатные пособия, комплекс проверочных заданий, электронные библиотеки, практикумы, деловые игры и так далее). Кроме того, очень важна организация обратной связи студентов и преподавателей, которая осуществляется, как правило, при помощи электронной почты, чатов, форумов, видеоконференций и семинаров и прочих форм взаимодействия.

Новые средства

Одна из самых новых технологий, применяемых в дистанционном обучении, - так называемое телеприсутствие. Например, очень большой резонанс имела история больного лейкемией московского школьника, вместо которого уроки посещал робот R.BOT 100. Благодаря встроенному микрофону, дисплею, динамикам, камере ребенок мог видеть и слышать все, что происходит в классе, участвовать в учебном процессе, отвечать на вопросы и задавать их.

R.BOT 100 - не единственная подобная модель. В настоящее время созданы и другие роботы, с помощью которых можно учиться дистанционно. Так, например, QB предназначен для проведения видеоконференций, а AVA представляет собой высокотехнологичный электронный демонстратор с массой дополнительных функций.

Ложка дегтя

Любое дистанционное обучение имеет множество преимуществ. Это и получение образования в удобное время не выходя из дома, и самостоятельное определение скорости и последовательности изучения материала, и возможность узнать и усвоить большое количество информации, и наличие постоянного контакта с преподавателем (в отличие от заочной формы), и доступная стоимость.

Однако у подобной формы есть и недостатки - отсутствие у студентов дополнительной мотивации, зависимость от технического оснащения (и даже в некоторой степени от работы коммунальных служб - в частности, электросетей). Наконец, довольно неоднозначен вопрос об эквивалентности дистанционного и очного образования по причине, в первую очередь, низкого качества многих курсов и программ, рассчитанных на удаленных слушателей. Лишь при условии решения этих проблем дистанционное образование (особенно высшее) сможет стать достойной и полноценной альтернативой традиционным формам обучения.

Дарья Цветкова