Мадлен Вионне: легенда французской моды

18 Апреля 2010

Мадлен ВионнеНа протяжении более чем века Париж по праву занимает место главной столицы мировой моды - именно Франция подарила миру множество легендарных дизайнеров, среди которых Шанель, Ив Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Жан-Поль Готье, Кристиан Лакруа... И Мадлен Вионне, коллекции которой оказали на мир моды такое же влияние, как и творения легендарной Коко, полностью перевернув представление женщин эпохи двадцатых и тридцатых годов об одежде.

Мадлен Вионне«Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться тоже», однажды заметила Вионне. Творения Мадлен совершили настоящую революцию во французской моде эпохи тридцатых годов: дизайнер смело отказалась от корсетов, вставок, жестких силуэтов - всего, что нарушало, «ломало» естественные линии женского тела, сделав выбор в пользу свободных, легких, струящихся тканей, напоминающих классические греческие туники. В отличие от своих современников, Вионне отдавала предпочтение легким, полупрозрачным тканям - крепдешину, шифону, габардину, создавая из метров ткани изысканную драпировку, облегавшую и подчеркивающую женскую фигуру. Мадлен ввела в моду косой крой, снизив до минимума количество необходимых швов. На наряды Вионне требовалось куда больше ткани, и надевать их было гораздо сложнее - клиенткам французского дизайнера приходилось долго тренироваться, чтобы надевать платья без посторонней помощи.

Античный стиль, всегда вдохновлявший Мадлен Вионне, сделал ее творения по-настоящему уникальными: несмотря на обилие драпировки, наряды французского дизайнера никогда не были тяжелыми, массивными, всегда мягко облегая тело и соответствуя естественным его линиям, оставаясь грациозными и женственными. В творениях Вионне удивительным образом сочетались абсолютная роскошь, особо ценимая клиентками дизайнера, и простота кроя - дизайнер практически не использовала декоративных элементов. Главным и зачастую единственным украшением наряда от Мадлен Вионне оставались мягкие, летящие складки драпировки, подчеркивавшие женскую фигуру.

Мадлен ВионнеСвои модели Вионне не шила, а создавала особым образом: сложная драпировка, всегда отличавшая наряды дизайнера, «конструировалась» на манекене - ткань обертывалась вокруг корпуса и закреплялась булавками. Лишь затем получившееся платье примеряла живая женщина - и, как правило, безупречная драпировка уже не требовала никаких переделок, идеально подходя женскому телу.

В эпоху тридцатых годов творения Мадлен Вионне доминировали в высокой моде: до 1939 года, когда на заре Второй мировой войны ателье французского дизайнера закрылось, в одежде от Вионне появлялись на публике легендарные кинодивы - Марлен Дитрих, Кэтрин Хэпберн, Грета Гарбо. Дом Вионне просуществовал, фактически, совсем недолго - в период между двумя глобальными войнами, с 1919 по 1939 год. Однако за эти два десятилетия Вионне сумела полностью перевернуть каноны моды, как до нее это сделала легендарная Коко Шанель. Фактически дизайнер смогла изменить взгляд женщины на одежду, ставшую не жесткой «оболочкой», которой приходилось соответствовать, а естественным продолжением индивидуальности.

Мадлен ВионнеПрошедшие испытание временем, архитектурные наряды Вионне сегодня столь же актуальны, сколь и во времена своего первого появления; коллекции Вионне оказали огромное влияние на современных дизайнеров. Аззедин Алайя называет французского дизайнера «источником всего», Джон Галльяно, вернувший в моду классический «косой» крой Вионне, признает, что творения Мадлен вдохновляли целые поколения дизайнеров, и даже Карл Лагерфельд, отрицающий все авторитеты, однажды заявил, что «каждый, нравится ему это или нет, подвластен Вионне». Самые знаменитые кутюрье признавали и продолжают признавать неоценимый вклад Мадлен в мировую моду: Кристобаль Баленсиага называл Мадлен Вионне своим главным учителем, а Кристиан Диор отмечал, что Вионне сумела превратить создание женского платья в настоящее искусство.

Дом Vionnet со всеми его традициями был возрожден спустя долгие годы после смерти легендарного кутюрье - лишь в 2007 году, когда Vionnet возглавила дизайнер София Кокосалаки. Уроженка Греции, София, как и сама мадам Вионне, черпала вдохновение в античных силуэтах.

Татьяна Смирнова