Киберглянец: как появился стиль, который мы держим в руках - Киберглянец современности

23 Декабря 2010

Киберглянец современности

Киберпанк умер где-то в конце девяностых, напоследок выстрелив трилогией «Матрица» - самым успешным, точнее, единственным по-настоящему успешным массовым (и кассовым) произведением жанра.

На смену ему пришел тот стиль, который можно определить как «киберглянец» - сочетание функциональности с немалой заботой о внешнем виде. Благо, технологии позволяют - размер нынешних устройств определяется исключительно удобством использования; со слишком маленькими телефонами или ноутбуками попросту трудно обращаться. Элегантный внешний вид, обилие возможностей по улучшению не только интерфейса, но и экстерьера - все это отличает современные устройства.

Элементы киберпанка в них, конечно, остались - те же неоновые огни, появившиеся в фильме «ТРОН», до сих пор являются символом компьютерного мира. Да и главные герои - бесстрашные хакеры, сражающиеся с системой - никуда не делись, достаточно взглянуть на новости: в центре внимания классический персонаж киберпанка Джулиан Ассандж. Однако поменялось очень многое - соотношение функциональности и внешнего вида, «продвинутых пользователей» и пользователей обычных, вся культура использования компьютеров.

киберпанк трон

Представителем новой компьютерной культуры, многое взявшей от культуры прежней, является, конечно, фильм «ТРОН: Наследие». Почти ничем, кроме действующих лиц и виртуальной реальности, не напоминающий своего предшественника, новый «ТРОН» - это отражение перемен, произошедших за четверть века, разделяющую эти две картины. Если оригинальный фильм был нарочито грубоватым, наполовину снятым на черно-белую пленку, то его продолжение предлагает зрителю все, на что способны современные спецэффекты, от 3D до невероятных по сложности и насыщенности сцен. Если технологии виртуальной реальности в первой картине были очень простыми, то техника «Наследия» полностью соответствует образу современной техники, с поправкой на то, что мы еще не умеем доставать мотоциклы из-за спины и летать на них.

И, если воплощением стиля восьмидесятых были герои первого фильма - Кевин Флинн и Алан Брэдли (Брюс Бокслейтнер), то теперь это держатель виртуального клуба Кастор (Майкл Шин). Вычурный стиль Кастора, основанный на классическом образе Дэвида Боуи, сочетается с его необычайными возможностями - совсем как в любом из современных устройств.

Эволюция от внешней простоты, которой отличался первый фильм «ТРОН», до продуманности новой картины заняла десятилетия, как и переход от килограммовых мобильных телефонов и ноутбуков с экранами, как у калькуляторов, к современным устройствам - и переход от старой, элитарной, компьютерной культуры к новой, массовой. Сегодня, кликая мышкой или пробегая пальцами по клавиатуре, мы не задумываемся над тем, какой сложный, загадочный виртуальный мир мы исследуем. Лишь небольшая его доля отражается на экране. Что за ним, неизвестно - быть может, тот самый футуристический город, с дисковыми боями и гонками на летающих светоциклах, который как версию предлагает «ТРОН: Наследие». Впрочем, правильнее думать, наверное, что «Наследие» - это, главным образом, отражение нашей современной компьютерной культуры. И, возможно, провозвестник нового ее этапа.