Старый Новый год – особенности национального праздника

08 Января 2009

Старый Новый год Помните довольно известный монолог Михаила Задорнова, в котором юморист высмеивал Старый Новый год как абсурдный праздник, вызванный к жизни исключительно желанием русского человека выпить, закусить и не пойти на работу? В действительности не всё так просто и однозначно, и не такими уж низменными мотивами руководствуется наш великий и могучий русский народ и прочие могучие народы, празднующие Новый год два раза. Раздвоенность во времени наступления нового года объясняется на самом деле не тягой простого народа к спиртному, а существованием двух календарных систем, юлианского календаря, по которому просвещённое человечество жило на протяжении примерно тысячу лет, и календаря григорианского, который в нашей стране установился в 1918 году.

Принципиальная разница в этих двух календарях применительно к российским условиям заключается не в более совершенной (но небезупречной) астрономической точности григорианского календаря, а в том, что церковный православный календарь традиционно привязан именно к юлианскому. И после того, как новая советская власть перешла на новый способ определения всех дат, включая и дату наступления каждого последующего года (спасибо, хоть на новое летоисчисление не перешли, а то пришлось бы нам жить в каком-нибудь «91-ом году Октябрьской эры»), многие люди продолжали устраивать свою внутридомашнюю жизнь по старому календарю.

Ещё стоит отметить, что Старый Новый год отмечают не только в России. Это делают, например, в некоторых странах, бывших республиках Советского Союза (таких как Белоруссия, Украина, Казахстан) и везде, где есть наши бывшие соотечественники). Кроме того, в традиционно православных странах, где православие обладает сильным влиянием, Новый год отмечают как по григорианскому, так и по юлианскому календарю. Тут в первых рядах балканские славянские государства - Сербия, Черногория, Македония. 13 января встречают новый год и в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии: здесь это также связано с религиозным фактором, только на этот раз не православным, а протестантским.

Швейцарские обычаи встречи Старого Нового года безусловно любопытны, но нас в первую очередь интересуют наши, родные приметы и способы Старый Новый год празднования этого необычного торжества. Во-первых, 13 января русские люди могут вдоволь напраздноваться и побаловать себя кулинарными изысками на полных основаниях. Дело в том, что «светский» Новый год, высчитываемый по григорианскому календарю, выпадает на один из самых строгих православных постов, предшествующих Рождеству Христову. Учитывая, что за последние два десятилетия всё большее число россиян позиционируют себя хотя бы внешне как православные, этот фактор принимает всё большее значение.

Однако у традиции устраивать бурные застолья и всяческие игрища в середине января имеет и ещё более древние, средневековые корни. Не секрет, что простой народ издревле сохранил определённые элементы языческих верований и примет и приспособил их к православию. Итак, 1 января (а по современному календарю 14 января) наши предки отмечали Васильев день, а вечер накануне (нынешнее 13 января) был Васильевым вечером. Один из знаменитейших христианских подвижников, святой Василий Великий, чья память почиталась в этот день, считался покровителем домашнего скота, что порождало обильные угощения и возлияния. Распространены были всевозможные гадания, святки (двухнедельные празднования Рождества и окончания поста) и древние обряды. Вспомним некоторые из них, среди которых выделяются варение каши и засевание зерён.

Варение каши совершалось ночью до восхода солнца. Старшая женщина в семье в два часа ночи приносила крупы, а старший мужчина приносил воду. После того, как натопилась печь, вся семья готовила кашу и произносили причитания, которые должны были принести в наступающем году благополучие, материальный достаток и хороший урожай. После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. После того, как каша была готова и её вынимали из печи, сразу осматривали, полон ли горшок. Если каша вылезала из горшка или он трескался, это предвещало беду. После снятия пенки смотрели и на кашу - если она была красная и наваристая, это обещало удачу. Если же каша мелкая и белого - ничего хорошего ждать не приходилось. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же вываливали в реку.

При засевании зёрен дети ходили по домам и с песнями и присказками рассыпали зёрна, что также должно было принести благополучие и обеспечить плодородие. Посыпальщику давали что-либо в подарок, а разбросанные им зёрна тщательно собирали, хранили до весны и сеяли. Когда посыпальные зерна собирали, то по роду и количеству их делали выводы о том, какие именно хлеба дадут на будущее лето больший или меньший урожай. Иногда этими зернами кормили кур, и по куриному аппетиту гадали о будущем урожае.

В последние годы на Старый Новый год многие ходят по домам, желаю счастья и удачи хозяевам и ждут за это финансового или гастрономического вознаграждения. Тут нужно заметить, что в данном случае возникла путаница с рождественскими колядами. На Старый Новый год такого обычая не было, хотя в некоторых деревнях молодёжь и ребятня обходили дома с пожеланиями и в Васильев вечер, а собранные лакомства затем съедали на общем застолье. Однако это было скорее исключением, нежели правилом.

Время не стоит на месте, и одни обычаи сменяются другими. Наверняка у каждой российской семьи постепенно формируются собственные традиции празднования Старого Нового года (при том, что немалая часть населения не считают этот день праздничным). Однако знать историю праздника и его содержание полезно даже для тех, кто отмечает его по-своему.

Александр Бабицкий