Феномен Facebook: одиночество в перенаселенном мире

17 Декабря 2009

Феномен Facebook: одиночество в перенаселенном миреFacebook - социальная сеть, которая начиналась в 2004 году, как небольшой проект, предназначенный исключительно для американских студентов. Для того, чтобы стать пользователем Facebook, нужно было во-первых учиться в американском колледже или университете, и, во-вторых, иметь адрес электронной почты, выданный этим учебным заведением. Довольно жесткие условия, и тем не менее Facebook начал стремительно набирать популярность.

То, что Facebook стал популярным, отнюдь не удивительно. Исследования показали, что еще несколько лет назад больше половины пользователей Интернета обращалось к поисковикам с вопросами о порнографических сайтах. Затем порнографией «наелись», и в Интернет стали обращаться уже с более практическими вопросами (к примеру, интересоваться строительством дома или проблемами воспитания детей). Но ведь хочется и общаться! Различные форумы и сайты знакомств это, конечно, хорошо, но пока там отыщешь кого-то, с кем гарантировано будет говорить на одном языке, можно протереть не одну клавиатуру. И вот тут-то на первый план начали выходить социальные сети. Статистика утверждает, что те пользователи, которые «откатились» от порнографических сайтов, перекочевали в социальные сети. И отнюдь не в поисках «картинок с клубничкой», а просто - за общением.

Facebook предложил место для общения студенческого сообщества Америки, и студенты колледжей и университетов с радостью ухватились за это. Еще бы, своя собственная площадка для игр! Собственный клуб! А если еще учесть довольно удобный и даже уютный сервис Facebook, то понятно - успех проекту был обеспечен. Феномен Facebook: одиночество в перенаселенном мире

В конце концов ситуация начала складываться следующим образом: оказаться вне Facebook практически автоматически означало оказаться вне общения. Как сказал один американский студент: «Все студенты в Америке общаются в Facebook!». Теперь представьте, что вы - американский студент, но не стали пользователем Facebook. Ну вот такой вы человек, противник социальных сетей. Но они-то общаются! Все остальные. Они обмениваются фотографиями и видеофильмами, они знакомятся и влюбляются, ссорятся и мирятся, договариваются о свиданиях и поездках на пикник. Они живут. А вы - вы вне всей этой студенческой тусовки. Потому что в тот момент, когда вы пытаетесь познакомиться с симпатичной студенткой, она дает вам не номер телефона, а сообщает свои данные в системе Facebook. Типа - загляни туда, поговорим, пообщаемся, а там и решим, стоит ли продолжать знакомство. И если вы не заглядываете, то и знакомство можно считать несостоявшимся.

Facebook разросся настолько, что в конце концов решил выйти на другой уровень, и разрешил регистрацию всем желающим, не только студентам. Вот тут-то и заговорили о феномене Facebook - ведь число участников этой социальной сети начало возрастать в геометрической прогрессии. Секретарши шли туда в поисках других секретарш, чтобы поболтать о секретарской жизни, менеджеры компаний - за общением с другими менеджерами (вспомните Киплинга - «Мы с тобой одной крови», вот это-то и предложил Facebook - найти всех, кто «одной крови»), а вот их начальство шло туда с еще более интересной целью - оценить своих сотрудников, посмотреть - какие же они в жизни, вне рабочего места. Facebook стал модной социальной сетью, а это еще более увеличило количество пользователей.

Но звездный час Facebook настал тогда, когда Facebook стал не просто социальной сетью, но платформой для web-приложений - Facebook предоставил программные интерфейсы, которые позволяют любому создать дополнение к Facebook. Это произошло совсем недавно, но программисты-добровольцы уже разработали более 4000 web-приложений. Разрабатывали игры и виртуальные подарки, разрабатывали все, что приходило в голову. А ведь приложения стоят денег. И эти деньги разработчикам платят. Первая же продажа приложения сделала Facebook не просто популярной социальной сетью, а - невероятно популярной. Был даже образован венчурный фонд для финансирования создания приложений Facebook. Объем инвестиций - $10 млн. Между прочим, не такая большая сумма, если учесть, что число пользователей Facebook подбирается к 100 миллионам (с тех пор, как эта социальная сеть открыла доступ для граждан других стран).

Facebook - пример для подражания. Об этой социальной сети собираются снимать фильм. Все говорят о феномене Facebook. Но знаете, это ведь не Facebook феномен по большому счету. Это - проект, который предложил людям возможность общения и облегченный поиск равных себе собеседников. Вот что действительно феномен - так это одиночество людей в нашем перенаселенном и перенасыщенном информацией мире. Такое глобальное одиночество, что в социальную сеть стремится около 100 млн. человек, лишь бы только найти, с кем поговорить.

София ВАРГАН