Черно-белое фото: искусство выразительности

13 Ноября 2011

Черно-белое фотоАмериканский фотокорреспондент Эдди Адам говорил, что фотографию можно назвать самым мощным оружием на свете. Яркое подтверждение его слов - фотография взрыва дирижабля «Гинденбург» в 1937 году, после публикации которой были запрещены регулярные полеты этих летательных средств. Черно-белое фото сыграло огромную роль в истории двадцатого столетия, а в настоящее время, когда ему на смену пришли высокие технологии цифровой печати, бесцветные фотографии стали не просто способом остановить мгновение, но тонким и глубоким художественным приемом.

Возникновение фотографии

Еще в IV веке до нашей эры существовали камеры-обскуры, - большие ящики или затемненные помещения с отверстием в одной стене - которые позволяли получить оптическое изображение предмета. Именно они стали прообразом фотоаппаратов, позволяющих точно зафиксировать объект.

Однако годом рождения фотографии называют 1839, когда изобретатель Луи Дагер смог получить изображение человека на покрытой серебром медной пластине, закрепив его с помощью раствора поваренной соли (так называемая дагерротипия). Следующим шагом в развитии черно-белой фотографии стало изобретение Нисефором Ньепсом прототипа фотобумаги, которую он изготавливал из асфальтового порошка.

Однако само понятие «фотография» появилось лишь после того, как английский химик Уильям Толбот разработал процесс создания негативов на пропитанной хлористым серебром бумаге, с которых в дальнейшем можно было получить неограниченное количество позитивов. С этого момента черно-белая фотография начала развиваться не только как способ сохранить изображение, но и как один из видов художественного творчества.

Технологии черно-белого фото

В настоящее время черно-белое фото используется в основном профессионалами, поэтому и материалы для его изготовления ориентированы на специалистов, которые способны правильно определить экспозицию и соблюсти все условия, необходимые для съемки. Так, каждый профессиональный фотограф имеет экспонометр для замера света, специальную фотобумагу на полиэтиленовой основе, герметичную емкость для защиты пленки, качественный проявитель и многое другое.

Возможности для создания черно-белых фотографий очень широки, ведь, наряду с традиционным способом печати изображений, можно воспользоваться цифровыми камерами с функцией бесцветной съемки или специальными графическими редакторами. Однако специалисты утверждают, что ни одна технологическая новинка не заменит опыта и художественного чутья фотографа, с помощью которых он наделяет свои произведения особой выразительностью.

Бесцветные краски

Уровень фотографии зависит от мастерства фотографа - его умения работать с экспозицией и тональными переходами, выбирать оптимальную интенсивность контраста оттенков (особенно в условиях отсутствия цвета), добиваться нужных полутонов, продумывать детали, необходимые для создания эмоциональной выразительности. Поэтому фотограф, работающий с черно-белыми снимками - не ремесленник, не хроникер, а художник, обладающий собственным видением мира.

Впрочем, иногда потрясающая выразительность достигается непреднамеренно. Так, военный фотокорреспондент Роберт Капа прославился благодаря снимкам, сделанным 6 июня 1944 года, во время высадки союзных войск. Попав под обстрел, он вынужден был нырять вместе с камерой, в результате чего фотографии получились размытыми - и тем самым отразили всю сюрреалистичность и ужас происходящего. Позже подобный эффект попытался воссоздать Стивен Спилберг во время съемок фильма «Спасти рядового Райана».

Черно-белое фото способно акцентировать внимание зрителя на форме и линиях объекта, на непередаваемой игре тени и света, не мешая сосредоточиться и делая изображение строгим, но в то же время тонким и эмоциональным. Более того, по мнению фотохудожников, только отсутствие цвета может раскрыть всю гамму чувств, эмоций, переживаний снимаемых объектов. Неслучайно обучение на фотокурсах начинается с изучения основ черно-белого фото как способа совершенствования художественных навыков и собственного фотографического почерка.

Дарья Цветкова