Фильмы, которые потрясли мир моды

14 Августа 2011

Фильмы, которые потрясли мир моды Пора свергнуть с модного пьедестала Кэрри Бредшоу - икону стиля начала двухтысячных. За последние десять лет мы успели основательно изучить и Кэрри, и ее гардероб. Но стиль Кэрри остался в нулевых. Это было время простоты. Эпоха, когда слово «эклектичный» еще что-то значило, а не просто использовалось для описания любого безумно одетого индивидуума. Но франшиза «Секс и город» все же заслуживает восхищения: только первый фильм собрал в прокате более 262 миллионов долларов. И это притом, что главные герои в нем - не нарисованные на компьютере монстры-мутанты или супергерои с автоматом наперевес, а мало чем примечательные женщины среднего возраста. Согласитесь, этот культурный феномен заслуживает внимания.

Впрочем, это достоинство исчезает под неподъемным грузом зрительских ожиданий - или, вернее, тонкой (как дубина неандертальца) рекламной стратегии, которую запускает мощная машина голливудского пиара, создающая иллюзию, будто любая особь женского пола только и мечтает о том, чтобы в очередной раз полюбоваться, как Сара Джессика Паркер и компания дефилируют по экрану в дизайнерских шмотках.

Ладно бы, одежда героинь и в самом деле была классной. Но проблема в том, что все, кроме Паркер, которой вкус не отказывает никогда, и на которой даже облегающий мини-топ без бретелей выглядит гламурно, похожи не на законодательниц моды, а на трансвеститов на выходе. Поэтому мы решили обвинить стилиста «Секса» Патрисию Филд в серьезных преступлениях против моды и хорошего вкуса и составить рейтинг фильмов, гораздо больше достойных поклонения модников, чем «Секс и город».

1. «Вестсайдская история», 1961

«Вестсайдская история» - легендарный фильм, в котором Натали Вуд играет бедную пуэрториканку Марию, влюбленную в Тони, парня из банды, с которой враждуют пуэрториканцы. В современной версии «Ромео и Джульетты» бедная пуэрториканская девушка Мария щеголяет в потрясающе красивых и модных костюмах от нью-йоркских дизайнеров и не менее изумительной обуви. Такое вопиющее пренебрежение законами трущобной драмы беспокоило нас не один год, но потом мы вспомнили, что Мария работала в свадебном салоне -возможно, она тайком тащила из магазина ткани и красители, когда хозяйки не было рядом? И именно поэтому она чувствовала себя «такой красивой»?

2. «Дневная красавица», 1967

«Искупление», 2007Французский режиссер Луис Бунюэль упорно называл свой фильм «серьезным психосексуальным исследованием буржуазного невроза». Очевидно, что на самом деле «Дневная красавица» - это фильм о Катрин Денев, фильм-демонстрация умопомрачительно красивых и элегантных нарядов, которые, между прочим, создал специально для Денев сам Ив Сен-Лоран. Нет, серьезно, одежда сыграла далеко не последнюю роль в создании образа девушки, которая ищет воплощение сексуальных фантазий вне брака. Именно строгая, но сексуальная одежда передала растерянность героини Денев, ее нравственные метания. Кстати, туфли с пряжкой от Roger Vivier и сегодня, 40 лет спустя, не сходят с подиумов и страниц модных журналов, хотя их первоначальный модный контекст утерян.

3. «Большой сон», 1946

Хотя Лорен Бэколл, без сомнения, одна из красивейших актрис в истории мирового кино, можно сказать, что ее образ в этой драме Ховарда Хоукса - тщательно уложенные волнами волосы, очаровательные шляпки и береты, пиджаки с широкими мужскими плечами - идет ей больше всех прочих. И обратите внимание на платье, в котором она выступает в игорном притоне Эдди Марса: оно не имеет себе равных. Божественная женщина в божественных костюмах.

4. «Искупление», 2007

Ну почему так получается, что современные фильмы, действие которых разворачивается в тридцатые годы, всегда лучше фильмов, снятых в тридцатые годы? Почему стилизация выглядит лучше оригинала? Бесспорно, экранизация романа Йена Макэвана вышла очень удачной, но ее главное достоинство - костюмы героини Киры Найтли. Художнику по костюмам Жаклин Дюрран удалось идеально воссоздать атмосферу той эпохи в одежде героев - элегантной, утонченной, поражающей неброской роскошью и художественной завершенностью. Попросту говоря, это на редкость красивые костюмы. Да просто слезы наворачиваются от восторга, стоит вспомнить платье Найтли из зеленого шелка. Любуясь этим шедевром, мы едва не пропустили ключевой момент в развитии сюжета!

PS: никто не должен выглядеть в купальной шапочке так потрясающе, как Кира Найтли. Это просто преступление.

5. «Бонни и Клайд», 1967

Неотъемлемый атрибут образа Бонни Паркер - помимо ее оружия и Клайда Бэрроу - убийственно прекрасные головные уборы. Сочетание берета и шелкового шарфа - это азбука моды, классика киностиля, а мужские шляпы, в которых она лихачила на ограблениях, придавали этому неблагородному занятию великосветскую изысканность. Костюмы Бонни Паркер были то откровенно сексуальными (комбинации на пуговицах), то элегантно строгими (двубортные костюмы с юбкой). Но всегда - чертовски стильными. А ее стрижка-боб оставалась идеальной, даже если у виска свистели пули.

6. «Энни Холл», 1977

Знаменитый жилет в стиле унисекс и широкие мужские галстуки, по слухам, позаимствованные из гардероба Дайан Китон, известной ценительницы винтажной мужской одежды, сегодня выглядят немного старомодно и нарочито. Но без «Энни Холл» не было бы Ральфа Лорена как явления американской моды. И этим влияние трагикомедии на мировую моду не ограничивается. Вариации стиля Энни мы видим даже сегодня - в коллекциях Chloe, Celine и других модных брендов. Кстати, на одну из церемоний вручения «Оскара» Китон явилась в мужском фраке и произвела фурор. Модные критики до сих пор спорят, что это было: провал или триумф. Более того, фрак тоже был из личной коллекции Китон. Да, таких актрис больше нет.

7. «Я соблазнила Энди Уорхола», 2006

«Я соблазнила Энди Уорхола», 2006Чтобы убедительно сыграть роль культовой it-girl Эди Седжвик, Сиенне Миллер пришлось пустить в ход все свои актерские достоинства: и огромные кукольные глаза, и длинные стройные ноги. Находящаяся между ними одежда представляет собой необыкновенную смесь черных лосинов, платьев в полоску и шкур животных. Юная Эди была поверхностной, самоуверенной, обаятельной и очень стильной. Хотя большую часть фильма из одежды на ней максимум пара колготок, каждый ее выход в свет представляет собой маленький шедевр. Особенное восхищение вызывают аксессуары: ожерелья и кольца, которые Эди любила без меры.

8. «Роковая красотка», 2006

Пожалуй, Одри Тоту - единственная актриса, достойная роли Шанель, и все похвалы в ее адрес совершенно заслужены. Но фильм «Роковая красотка» (2006) гораздо интереснее. В нем Тоту играет охотницу за тугим кошельком, которая по ошибке принимает мелкого гостиничного клерка (в его роль Гад Элмале) за миллиардера и проводит с ним ночь. Клерк, разумеется, тут же влюбляется, а героиня Тоту, раскрыв обман, доводит его до белого каления, покупая на его кредитную карту одежду в Azzaro и Chanel. Сюжет, конечно, специфически французский (в худшем смысле этого слова), но зато стиль - тоже французский (и в лучшем смысле этого слова).

9. «Унесенные ветром», 1939

Южный акцент у англичанки Вивьен Ли получился немного нарочитым, но грация, с которой она носила умопомрачительные наряды первой красавицы Старого Юга, была природной. Знаменитая сцена, в которой Мамушка затягивает на Скарлетт корсет, стягивая ее и без того тонкую талию до 18 дюймов (45 сантиметров!), вдохновила не одно поколение дизайнеров-садистов на создание особенно изощренных конструкций. Не влюбиться в великолепные бальные платья, созданные Уолтером Планкеттом, просто невозможно. И зрительницы, увидевшие этот киношедевр в 1939, тоже не смогли устоять: американское общество охватила повальная мода на «Унесенных ветром», мгновенно появилось несколько модных коллекций в этом стиле, а на подиумах до сих время от время мелькнет край кринолина Скарлетт.

10. «Талантливый мистер Рипли», 1999

«Талантливый мистер Рипли», 1999Мардж Шервуд - типичная девушка пятидесятых, в ней есть смелость, утонченность и очарование, свойственное женщинам той эпохи. Помните, как она завязывала накрахмаленную до хруста белую рубашку узлом на животе, открывая бикини? С какой королевской небрежностью держалась? Ее юбки-«трапеции» с принтами так маняще взвивались над камнями мостовой, а их цвет вторил ослепительно-синему итальянскому небу. Но Мардж была не просто соседской девчонкой, она умела быть искусительницей и стараниями художника по костюмам Энн Ротт превращалась в женщину-вамп.

11. «Криминальное чтиво», 1994

Миа Уоллес (Ума Турман) - жена криминального авторитета Марселласа Уоллеса - любит твист, ванильный шейк и беззастенчиво разглядывать собеседника, зажав между пальцев тонкую сигаретку. По слухам, образ Мии Уоллес был позаимствован создателями фильма у датской актрисы Анны Карина, которая одевалась в таком же сдержанно-сексуальном стиле и носила такую же прическу (каре с челкой). Но чего у Карина точно не было, так это лака для ногтей Chanel Rouge Noir. Когда впечатлительные зрительницы увидели необычные маникюр героини Турман (короткие ногти, накрашенные черным лаком), родился новый тренд. Вскоре найти заветный оттенок стало невозможно, что только усилило всеобщую истерию. Образ Умы Турман в «Криминальном чтиве» стабильно входит в рейтинги самых стильных кинообразов.

12. «Цилиндр», 1935

Джинджер Роджерс - удивительная актриса. Она не только блестяще танцевала, но и - в отличие от большинства голливудских звезд того времени - умела гениально носить костюмы в кадре. Костюм, в котором она появляется в самом начале фильма, выглядит сексуально и сегодня. Благодарим богов киноэкрана за том, что Джинджер отстояла свой наряд, когда ее партнер Фред Астер требовал убрать перья с платья для их главного номера, мотивируя это тем, что они сыпались на его фрак (мораль: никогда не прислушивайтесь к советам мужчины, на котором больше грима, чем на вас). Впоследствии Фред послал партнерше золотое перо в знак признания своей неправоты.

13. «Забавная мордашка», 1957

Да, да, мы знаем: «Завтрак у Тиффани» - вот самый стильный фильм с Одри Хепберн. Культовое маленькое черное платье, огромные солнцезащитные очки, длинные перчатки... Естественная грация, с которой держится Одри. Ее способность облагородить и сделать стильным все, к чему она прикасается (даже Джорджа Пеппарда). Но в «Забавной мордашке», помимо потрясающих костюмов, есть еще потрясающий сюжет, напрямую связанный с модой: очаровательная инженю делает карьеру модели. Один из лучших фильмов о мире моды.

14. «Поймать вора», 1955

Трудно, очень трудно выбрать самый стильный фильм с Грейс Келли. Но в нашем рейтинге самых стильных фильмов «Поймать вора» стоит выше, чем «Высшее общество». Потому что у «Вора» есть одно весомое достоинство, которое решает дело в его пользу: помимо Грейс Келли в ее естественной среде обитания - светском обществе - здесь есть еще Кэри Грант на Французской Ривьере. Келли играет наследницу и искательницу приключений, которая вместе с героем Гранта - вором экстра-класса - пускается по следует загадочных преступников. Ее самые запоминающиеся костюмы: черно-белый купальный костюм и шляпа в тон и культовое бальное платье из тафты, в котором она появляется в одной из финальных сцен.

15. «Матрица», 1999

«Матрица», 1999Что такое «Матрица»? Неоэкзистенциальная притча? Едкое обличение пороков общества потребителей, безжалостно уничтожающего природные ресурсы? Блокбастер с лихо закрученным сюжетом? Или пустышка, значение которой сильно преувеличено? Думайте, как хотите, но «Матрица» имеет как минимум одно несомненное достоинство - она облекла в форму футуристические настроения и ожидания конца прошлого века. «Матрица» породила множество трендов, в числе которых плотные широкие очки, длинные кожаные плащи и облегающая одежда из латекса. А помните мобильные телефоны из фильма? Приглядитесь к мужской коллекции Versace сезона зима 2010 - вы заметите в ней множество отсылок и цитат из культового фильма братьев Вачовски.

16. «Одинокий мужчина», 2009

Без сомнения, самый стильный фильм последних лет. И разве может быть иначе, если действие этой завораживающе прекрасной драмы разворачивается в эру Кеннеди, а в роли режиссера, продюсера и художника по костюмам сам Том Форд? И нельзя обойти вниманием: большие очки Колина Ферта, монохромные платья Джулианны Мур, джемпер Николаса Холта, костюмы Мэттью Гуда...Сюжет? Какой сюжет?

17. «Афера Томаса Крауна», 1999

Редкий пример римейка, который оказался лучше оригинала, несмотря даже на то, что в оригинале 1968 года снимались секс-символы Стив Маккуин и Фэй Данауэй. В конце девяностых сочетание сорокалетней героини (Рене Руссо) и беззастенчиво роскошного гардероба (дизайнер - Michael Kors) казалось свежим и соблазнительным, даже если знаменитое платье из прозрачных кружев сегодня кажется вульгарной дешевкой, которой место в гардеробе Линдси Лохан или Пэрис Хилтон.

18. «Мир Сьюзи Вонг», 1960

На первый взгляд, в этом фильме слишком много спорного - молодую и красивую проститутку-китаянку спасает Уильям Холдинг, который выглядит несколько старовато для рыцаря в сияющих доспехах. Правда, Холдену в то время было всего 42, а актрисе, играющей роль Сьюзи, - 20; вполне приемлемая разница в возрасте. Между прочим, роль Сьюзи сыграла Нэнси Квон, и это была ее первая роль в западном кинофильме. Не влюбиться в нее было невозможно. С этого фильма началась эпоха этнической моды в голливудском кино.

19. «Образцовый самец», 2001

«Образцовый самец», 2001Да, Милла Йовович в виниловом костюме (ее героиню зовут Катинька Ингабоговинанана!) - это потрясающее зрелище. Да за одно только это «Образцового самца» следовало включить в наш список! Но достоинство фильма даже не в высшей степени оригинальных костюмах, а в откровенности, с какой показана изнанка блестящего мира моды. В «Образцовом самце» вы увидите все, что нужно знать о моде: от того, какого уровня должна быть пенка на кофе-латте, до истинного значения слово «булимия». И о чем они собираются рассказывать в сиквеле?

20. «Серые сады», 1975

Телефильм «Серые сады», выпущенный HBO в 2009, получил престижный «Золотой Глобус». Вернее, «Глобус» получила Дрю Берримор за роль эксцентричной и взбалмошной Эди Бил, двоюродной сестры Жаклин Бувье-Кеннеди. Но культ «Серых садов» начался не в 2009; нет, он начался еще в 1975, когда был снят оригинальный документальный фильм с таким названием. В нем показана повседневная жизнь Эди-Младшей и ее не менее эксцентричной матери Эди-Старшей. Между прочим, образ Эди Бил повлиял на стиль многих современных знаменитостей, среди которых даже сестры Олсен. Разоренные, забытые всеми и пережившие свою славу, Эди-младшая и Эдди-старшая одевались в эклектичном стиле, еще когда Джон Галльяно под стол пешком ходил.

21. «Семейка Тененбаум», 2001

Гвинет Пэлтроу выглядела как хорошая девочка из приличной семьи в «Талантливом мистере Рипли», но в этом фильме она просто сияла. Она была интересной. Она завораживала. Марго Тененбаум - вундеркинд с глазами грустной панды и неизменной сигаретой в изящных тонких пальцах, в равной степени беспомощна и безупречна. Потрепанные меха и тенниска Lacoste - странное сочетание, которое почему-то удивительно идет странной Марго. В этом костюме она кажется выдуманным аналогом Эди-Младшей из «Серых садов». Да, чуть не забыли - отличный саундтрек.

22. «Дьявол носит Prada», 2006

«Милдред Пирс», 1945Фильм получился гораздо лучше вопиюще бессмысленной книги, но костюмы в нем просто ужасны, этакое представление о гламурной модной одежде провинциальной девушки-подростка, привыкшей одеваться в ближайшем супермаркете. В этом списке «Дьявол» оказался исключительно благодаря образу, созданному Мерил Стрип, и ее пламенной речи в защиту бирюзового. Это, конечно, не монолог Гамлета, но другой такой речи в защиту моды в истории кинематографа нет. Браво, Миранда Пристли!

2

3. «Аватар», 2009

В «Дьявол носит Prada» Мерил Стрип дает нерадивой ассистентке целую лекцию на тему оттенков голубого, но именно «Аватар» Джеймса Кемерона и жители планеты Пандора показали миру, что такое настоящая голубизна в 3D. Изумительной красоты пейзажи, которые удалось создать художникам по компьютерной графике, могут служить иллюстрацией к картине утопического мира, о котором мечтали французские просветители, в частности, Руссо.

24. «Милдред Пирс», 1945

Красиво рассказанная притча о духовном становлении женщины, которая предвосхитила появление феминистического движения в шестидесятых. Главная героиня, Милдред Пирс (ее играет Джоан Кроуфорд), бросает гулящего мужа и начинает самостоятельную жизнь, больше не полагаясь на мужчин. Вместе с независимостью у Милдред Пирс появляются внушительные подплечники, высокая прическа и эффектный макияж - броня, которую через несколько десятилетий примерили все работающие женщины.